Главная О союзе Мероприятия и проекты Партнеры Новости Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ
Поиск по сайту
 
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ АРХИВ НОВОСТЕЙ ССОО

Итоги заседания РСПП ««Практика реализации проектов КРТ в субъектах Российской Федерации»

Итоги заседания РСПП ««Практика реализации проектов КРТ в субъектах Российской Федерации»

В Москве состоялось заседание Комиссии РСПП по строительному комплексу. Предлагаем вашему вниманию итоговую резолюцию.                                                                          

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

заседания Комиссии РСПП по строительному комплексу

 

Тема: «Практика реализации проектов КРТ в субъектах Российской Федерации»

 

Председательствующий: Яковлев Владимир Анатольевич,

Председатель Комиссии РСПП по строительному комплексу,

Президент Российского Союза строителей.

 

         Заслушав и обсудив выступления первого заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ломакина А.Н., вице-президента РСПП по финансовой политике и развитию секторов экономики Мурычева А.В., Председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Басина Е.В., Вице-президента РСС, председателя Комитета по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий Федорченко М.В., управляющего директора АО «ДОМ.РФ» Азизова А.А., заместителя генерального директора Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Сайфуллина Н.А., заместителя губернатора Новосибирской области Теленчинова Р.А., заместителя министра жилищной политики Московской области Иванниковой О.Н., министра градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Раковой М.В., главы города Тюмени Кухарука Р.Н., директора ООО «НИИПРИИ Севзапинжтехнология» Кабанова А.А., руководителя Департамента территориального планирования Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Мирпроект» Трояновского В.С., заместителя директора по градостроительной политике и внешним связям ГК «Пионер» Новикова Д.В. участники заседания отмечают следующее.

         Наиболее эффективным инструментом реализации национальных целей по обеспечению граждан доступным жильем, ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда, обновления и развития территорий населенных пунктов, является механизм комплексного развития территорий (далее – КРТ). За 1,5 года с момента введения в действия указанного механизма в субъектах Российской Федерации полностью разработана нормативно-правовая база, приняты все необходимые документы для практической реализации проектов КРТ. В 2022 году начата стадия практической реализации проектов. На сегодняшний день определен градостроительный потенциал территорий КРТ, который составляет порядка 115 млн кв. м. жилья. Всего на различных стадиях подготовки и реализации находятся 260 проектов КРТ, 178 решений о КРТ уже приняты, из них 72 решения (40,4%) - КРТ жилой застройки. Уже выданы разрешения на строительство с планируемым объемом ввода в ближайшие два года
1,5 млн кв. м. жилья.

         В реализации проектов КРТ жилой застройки принимает активное участие Фонд развития территорий, который предоставляет финансирование при переселении граждан из аварийного жилищного фонда. По состоянию на
1 сентября 2022 года в отношении 9 проектов КРТ выделено 1,5 млрд руб. Активную работу по вовлечению федеральных земель в реализацию проектов КРТ ведет ДОМ.РФ. Им реализуется 90 проектов в 43 субъектах Российской Федерации с градостроительным потенциалом около 20 млн. кв.м.

Широкое внедрение механизма КРТ в субъектах Российской Федерации возможно при условии государственной поддержки инфраструктурного развития, предусмотренного федеральным проектом «Инфраструктурное меню». Наиболее активно в субъектах применяется программа инвестиционных бюджетных кредитов (далее – ИБК). Общий объем средств по указанной программе составляет 1 трлн руб.

         На основе анализа информации о практике реализации проектов КРТ, поступившей в Комиссию РСПП по строительному комплексу из 45 субъектов Российской Федерации, выявлена необходимость совершенствования законодательства в указанной сфере. К основным факторам, сдерживающим внедрение механизма КРТ в регионах, относятся существующие ограничения при вовлечении земельных участков в границы территории КРТ, несовершенство правового регулирования, сложность и длительность административных процедур, а также недостаточная компетенция сотрудников муниципальных органов, задействованных в решении вопросов КРТ.

         Необходимо принять комплекс мер, направленных на устранение указанных факторов, стимулирование участия частных инвесторов в проектах КРТ, увеличение объемов жилищного строительства, реализуемых в рамках таких проектов, в том числе в малых городах и сельских поселениях.

 

         По итогам обсуждения участники заседания приняли следующие решения:

 

1.    Отметить планомерную и эффективную работу Минстроя России, ДОМ.РФ, Фонда развития территорий, субъектов Российской Федерации по организационному, методическому и финансовому обеспечению внедрения механизма КРТ в регионах Российской Федерации.

 

2.    Комиссии РСПП по строительному комплексу совместно с Комитетом РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий, с привлечением координационных органов РСПП и его региональных подразделений, продолжить взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти по мониторингу практики реализации проектов КРТ в регионах и совершенствованию законодательства в указанной сфере.

 

3.    Просить Минстрой России, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить рассмотрение в осеннюю сессию разработанного Минстроем России проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещенного на портале regulation.gov (ID: 02/04/10-22/00132555), направленного на совершенствование механизма КРТ.

 

4.    Рекомендовать Минстрою России совместно с Отраслевым образовательным консорциумом «Строительство и архитектура», иными образовательными организациями провести мероприятия по организации обучения и повышению квалификации сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, застройщиков и других лиц, осуществляющих деятельность в сфере КРТ, по вопросам особенностей градостроительного проектирования, правового регулирования земельно-имущественных отношений, финансовому моделированию и др.

 

5.    Поддержать необходимость принятия проекта федерального закона, предусматривающего возможность проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков за долю от общей площади жилых помещений в МКД (аукцион за долю) в рамках реализации проектов КРТ и просить ДОМ.РФ и Минстрой России ускорить разработку и согласование такого законопроекта.

 

6.   Одобрить предложение ДОМ.РФ о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК), предусматривающих возможность уступки прав по договору КРТ в целях обеспечения залога таких прав при получении проектного финансирования и рекомендовать Минстрою России установить в статье 68 ГрК РФ прямую норму, определяющую случаи, при которых возможна уступка прав по договору о КРТ.

 

7.    Рекомендовать Фонду развития территорий (Фонду содействия реформированию ЖКХ) организовать работу по скорейшему внесению изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающих возможность направления денежных средств Фонда ЖКХ на расселение не только аварийного, но и «ветхого» жилья, соответствующего критериям для включения в границы КРТ в соответствии со статьей 65 ГрК РФ.

 

8.    Одобрить предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессионального сообщества о совершенствовании законодательства в сфере КРТ и обратиться в Минстрой России и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в ГрК РФ и другие нормативные правовые акты, предусматривающие:

1)             запрет на исключение многоквартирного дома из решения о КРТ после проведения торгов на право заключения договора о КРТ.

В целях снижения рисков при реализации проектов КРТ и привлечения инвесторов в такие проекты необходимо внести изменения в часть 6 статьи 67 ГрК РФ, предусматривающие, что исключение многоквартирного дома из решения о КРТ жилой застройки на основании решения, принятого на общем собрании собственников помещений в таком многоквартирном доме, возможно не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в торгах на право заключения соответствующего договора о КРТ, проводимых в целях реализации решения о КРТ жилой застройки;

2)             возможность принятия одного решения о КРТ и заключения одного договора о КРТ в отношении двух и более, в том числе несмежных, территорий различного вида.

В целях более широкого вовлечения неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участков в границы территории КРТ необходимо внести дополнения в статью 65 ГрК РФ, согласно которым в случае, если при осуществлении КРТ одного из видов в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры (их частей) располагаются объекты, в отношении которых может быть принято решение о КРТ иного вида, то объекты, относящиеся к разным видам территорий, подлежащих комплексному развитию, могут быть объединены в одну территорию, и в отношении них может быть принято одно решение о КРТ того вида, к которому относится большее число объектов, расположенных в составе данной территории. Также статью 65 ГрК РФ следует дополнить положением, согласно которому определение границ территории, подлежащей комплексному развитию, осуществляется в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры (их частей) независимо от наличия у таких элементов (их частей) общих границ;

3) возможность реализации проектов КРТ жилой застройки на территориях, полностью занятых объектами ИЖС, жилыми домами блокированной застройки и садовыми домами.

В целях использования значительного градостроительного потенциала территорий, занятых объектами ИЖС, в том числе расположенных в городских центральных районах, предлагается дополнить часть 2 статьи 65 ГрК РФ, положениями, предусматривающими, что КРТ жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены также (помимо объектов, указанных в пункте 1 и пункте 2 части 2 статьи 65 ГрК РФ) объекты капитального строительства, виды разрешенного использования и характеристики которых не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, а также индивидуальные жилые дома, дома блокированной застройки, за исключением малоэтажных жилых комплексов, садовые дома, за исключением расположенных на территориях садоводства или огородничества. Наряду с этим, предлагается исключить из ГрК РФ часть 6 статьи 65, а также пункт 3 и пункт 4 части 8 статьи 65;

4) запрет изменения границ охранных и защитных зон объектов культурного наследия при КРТ, ограничение проведения историко-культурной экспертизы в пределах территории КРТ.

В целях сохранения и развития исторических центров городов необходимо внести следующие изменения в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ):

- дополнить пункт 1 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ положением, согласно которому проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в границах территории, в отношении которой принято решение о КРТ, в период реализации такого решения не осуществляется;

-дополнить статью 28 Федерального закона № 73-ФЗ положением, в соответствии с которым в отношении существующих на дату принятия решения о КРТ объектов культурного наследия, а также выявленных в процессе реализации проекта КРТ объектов, имеющих признаки объектов культурного наследия, в пределах территории, в отношении которой принято решение о КРТ, в процессе  реализации такого решения не проводится государственная историко-культурная экспертиза;

-дополнить пункт 3 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ положением о том, что в период реализации решения о КРТ в пределах границ территории, подлежащей комплексному развитию, решение об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия не принимается;

-дополнить пункт 5 статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ положением, согласно которому в период реализации решения о КРТ в пределах границ территории, подлежащей комплексному развитию, решение об установлении границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных Федеральным законом № 73-ФЗ, предусматривающих увеличение таких расстояний, не принимается;

5) включение в содержание договора о КРТ обязательств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления о выкупе объектов социальной инфраструктуры, создаваемых лицом, заключившим договор о КРТ.

В целях комплексного обеспечения развиваемых территорий необходимыми объектами социальной инфраструктуры предлагается дополнить часть 4 статьи 68 ГрК РФ положением о том, что договор о КРТ должен содержать обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления приобрести за плату указанные в договоре о КРТ объекты социальной инфраструктуры, создаваемые лицом, с котором заключен договор о КРТ (или привлекаемыми им третьими лицами), а также условия такого приобретения;

6) возможность утверждения документации по планировке территории для проектов КРТ по инициативе правообладателей в упрощенном порядке, предусмотренном для других видов КРТ.

В целях создания равных условий при реализации различных видов проектов КРТ необходимо внести изменения в первое предложение части 10.2 статьи 45 ГрК РФ, согласно которым подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о КРТ либо договора о КРТ по инициативе правообладателей осуществляется в соответствии с таким решением либо договором без учета ранее утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории. Внести изменения во второе предложение части 10.2 статьи 45 ГрК РФ, согласно которым если для реализации решения о КРТ либо договора о КРТ по инициативе правообладателей требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки;

    7) возможность изъятия части земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определение механизма и принципов образования изымаемой части земельного участка.

Для снижения издержек при осуществления процедуры изъятия в целях КРТ требуется установление в статье 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возможности изъятия части земельного участка для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном главой VII.1 ЗК РФ, размер которой подлежит определению в соответствии с генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, правилами землепользования и застройки, а для реализации проектов КРТ – в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории;

8) расширение перечня лиц, имеющих право обращения с иском об изъятии земельного участка для КРТ, наделив таким правом юридическое лицо, определенное РФ или субъектом РФ.

В целях сокращения сроков проведения административных процедур при реализации проектов КРТ необходимо включить в пункт 9 статьи 56.12 ЗК РФ положение о наделении юридических лиц, определенных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации для осуществление КРТ, правом обращаться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

9)   устранение коллизии правовых норм, регулирующих сроки предоставления возмещения при изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости.

Отмечается коллизия правовых норм о сроках возмещения денежных средств в случае вынесения судом решения об изъятии земельного участка или расположенных на нем объектов недвижимости. В соответствии с пунктом 11 статьи 56.12. ЗК РФ срок такого возмещения составляет 7 дней со дня вынесения решения судом. Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. Представляется необходимым установить в ЗК РФ срок исполнения обязательства по уплате возмещения за изъятый земельный участок или расположенные на нем объекты недвижимости на основании уже вступившего в законную силу решения суда. В этих целях необходимо внести изменения в пункт 11 статьи 56.12 ГрК РФ, согласно которым денежные средства в счет возмещения в связи с изъятием земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для реализации решения о комплексном развитии территории подлежат перечислению на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом, или на депозит нотариуса в случае отсутствия информации о таком банковском счете, в течение семи дней с даты вступления в законную силу соответствующего решения суда;

10) установление возможности получения технических условий подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям в рамках реализации проекта КРТ до проведения торгов на право заключения договора о КРТ.

Требуется дополнение пункта 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, положением, согласно которому сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты поступления от лица, принявшего решение о КРТ, заявки с приложением только копии принятого решения о КРТ предоставить технические условия, определяющие постоянную схему электроснабжения энергопринимающих устройств, подлежащих присоединению в рамках реализации проекта КРТ, а также информацию о плате за технологическое присоединение и сроках реализации указанных в технических условиях мероприятий по технологическому присоединению. Направление сетевой организацией проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в указанном случае сетевой организацией не осуществляется. Сетевая организация обязана обеспечивать сохранение представленных для реализации проекта КРТ условий присоединения в течение 6 месяцев с даты их направления лицу, принявшему решение о КРТ (за исключением случая изменения в порядке, установленном действующим законодательством, ставок для определения платы за технологическое присоединение).

 

         9. Рекомендовать Минстрою России совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и профессиональным сообществом дополнительно обсудить следующие вопросы:

         1) о подготовке проекта нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений программы комплексного развития коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры, а также в инвестиционные программы естественных монополий на основании принятого решения о КРТ;

2) о целесообразности разработки на федеральном уровне единого порядка включения в границы территории КРТ объектов ИЖС;

3) о пересмотре порядка установления зон приаэродромных территорий, а также о целесообразности регулирования отдельных видов ЗОУИТ на региональном уровне;

4) о разработке механизма расселения из домов, включенных в территорию КРТ с согласия собственника без применения процедуры изъятия;

5) о включении в качестве одного из этапов процедуры КРТ согласования архитектурно-градостроительного облика для всех субъектов РФ;

6) о включении в Методические рекомендации по комплексному развитию территорий жилой застройки, разработанных Минстроем России, положений, устанавливающих рекомендуемый перечень льгот для инвесторов при подготовке и реализации таких проектов;

7) о расширении территорий, на которых можно применять механизм КРТ, исключив ограничения, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации в отношении района;

8) о создании единой системы управления и проектирования инженерно-транспортной инфраструктуры на территориях комплексного развития с применением цифровизации и моделирования проектных решений;

9) об установлении минимальной территории реализации КРТ, соответствующей элементу планировочной структуры (квартал, микрорайон), а также о разработке механизма голосования граждан по проектам КРТ не по отдельным домостроениям, а в целом по элементам планировочной структуры;

10) об оптимизации процедуры согласования включения объектов, находящихся в федеральной собственности, в границы территории КРТ нежилой застройки и подготовки необходимых изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 N 579 «Об утверждении Правил согласования включения в границы территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов».

 

10. Направить указанную резолюцию в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Минстрой России, АО «ДОМ.РФ», Фонд содействия реформированию ЖКХ, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии,

Президент РСС                                                                              В.А. Яковлев

 

 


Возврат к списку