Главная О союзе Мероприятия и проекты Пресс-центр Партнеры Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ ОБСУЖДЕНИЕ ПОПРАВОК В 214-ФЗ
Поиск по сайту
 
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ АРХИВ НОВОСТЕЙ ССОО

Материалы круглого стола 3 июня. «Развитие добросовестной конкуренции в строительном комплексе»


Константин Пороцкий,  сопредседатель Комитета по взаимодействию застройщиков и собственников жилья Российского Союза Строителей.

В двух словах о работе, по мониторингу рынка строящейся недвижимости и  анализу деятельность застройщиков.

Какие задачи мы ставим перед собой? Их много. Но особо хочу отметить – безопасность наших покупателей. Главная задача, с которую нам с Вами нужно сегодня решить — это вернуть пошатнувшееся доверие граждан к строительной отрасли. Люди хотят, а главное имеют возможность покупать жилье, но боятся. И в первую очередь следует обратить внимание на характеристику отношений в сфере долевого участия в строительстве многоквартирных домов.
Это многообразие субъектов сделки: дольщику приходится иметь дело не только застройщиком, но ещё и с банковскими и страховыми компаниями, риэлторами, органами государственной власти, нотариусами и юристами. Это и сложившееся определённое недоверие граждан к застройщикам, вызванное обходом 214-ФЗ в разных формах. Можно смело говорить о кризисе доверия — граждане боятся превратиться в обманутых дольщиков. Иными словами — люди боятся инвестировать в недвижимость, опасаясь потерять свои деньги. А тут еще и кризис…
Почему граждане боятся?
Элементарно потому, что люди видят проблемы на объектах и не обладают достаточной информацией для принятия правильного решения. Думаю, каждый из вас сталкивался с покупкой жилья. А значит и с проблемой выбора и принятия решения в пользу того или иного застройщика. А как осознанно сделать этот выбор?

Существует четыре крупных этапа покупки квартиры на первичном рынке: ВЫБОР ОБЪЕКТА, ПРОВЕРКА ЗАСТРОЙЩИКА, ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА, ПРИЕМКА КВАРТИРЫ. На каждом из этих этапов возможны проблемы и встречаются трудности.

На этапе подбора граждане анализируют от 20 до 50 источников информации, на этапе проверки нужно проанализировать более 50 источников информации и буквально на каждом этапе граждане сталкиваются с огромным количеством разрозненных информационных источников, и необходимостью анализа информации, а так же документов, полученных из этих источников.

Простому человеку с этим не справится! Этим успешно пользуются недобросовестные застройщики, используя навязчивую рекламу. Кроме того, все рассказывают о том, что идет хорошо и скрывают то, что плохо. А у некоторых компаний длинные списки судебных заседаний постоянные проблемы на объектах, сотни аффилированных лиц.

Всего нужно анализировать 49 параметров информации. Но зачастую застройщик даже по запросу отказывается предоставлять информацию о себе. Не говоря уже о том, чтобы заранее ознакомится с договором и тем более внести в него какие либо изменения. 

Конечно, все эти трудности создают ситуацию, когда граждане не могут сделать осознанный выбор и попадают в лапы недобросовестных застройщиков.
Получается, что гражданин покупает мечту, которая не всегда сбывается…

Результаты мониторинга строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По состоянию на 03.06.2015 г.

Параметр

Санкт-Петербург

ЛО

СПб +ЛО

Группы компаний

267

28

295

Застройщиков

374

51

425

Объектов

267

264

531

%ДДУ

72%

69%

71%

%ЖСК

11%

12%

12%

Прочая форма договора

17%

20%

17%


Что касается информационной открытости. Только  10% компаний-застройщиков информационно открыты для граждан. Это означает, что получить разрешительную документацию или информацию о деятельности застройщика более чем у 90% рынка жилищного строительства практически невозможно. У некоторых застройщиков отсутствует сайт и информацию о них можно получить только через запросы в государственные органы.

Интересно, а где остальные?
Какие меры и шаги, необходимо принять для развития добросовестной конкуренции в строительном комплексе. И как сделать так, чтобы граждане не попадали в ситуацию, когда остаются без квартир и средств.
В основе решения лежат простые и одновременно сложные вещи – это история, репутация, документы и деньги.

На наш взгляд, самое главное, что сейчас нужно рынку строящегося жилья, это информационная открытость застройщика, вплоть до финансовой отчетности. Мы убеждены, что информационная открытость влияет на осознанный выбор участника долевого строительства, который является равноправным партнером застройщика — инвестором, который вместе с застройщиком несет определенные риски. И гражданин, который планирует купить квартиру, должен в принятии решения опираться на полноценную, объективную информацию.

Крайне важно, чтобы застройщик сам напрямую, а не через посредников рассказывал о себе и порядке совершения сделки. Был открыт и доступен не только для денег клиента, но и к решению и предотвращению проблем. Чем больше на рынке открытых компаний, тем меньше шансов остается недобросовестным компаниям. Тем выше репутация строительной отрасли и тем больше счастливых людей  и довольных семей. 

Информационная открытость застройщика, по нашему мнению, складывается в целом из пяти крупных блоков: Документы, История, Репутация, Финансовые результаты, Планы на будущее, эти блоки в свою очередь содержат 49 параметров для анализа.
 
Предложения
Решение 1: Предлагаем администрации города и строительному сообществу принять,  разработанные Комитетом по взаимодействию застройщиков и собственников жилья, СТАНДАРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ЗАСТРОЙЩИКА и утвердить на основании этих стандартов, единый, исчерпывающий перечень информации, обязательный для публикации на сайте застройщика. Вести постоянный мониторинг и анализ данных, в том числе финансовой отчетности. Это значит, что вся информация об объекте строительства должна быть размещена в открытом доступе, в специальном разделе «Информация о Застройщике» на сайте Застройщика и постоянно обновляться, быть доступна и понятна простому человеку.

Данное решение позволит существенно снизить риски граждан.

Решение 2: Ввести понятие ответственности. Необходимо ввести понятие ответственности для всех участников процесса: Застройщиков, Агентств-агентов застройщиков и Дольщиков.  Да, вы правильно меня услышали, именно дольщиков. Конечно, одним введением понятия дело не решить, ответственность должна быть подкреплена документами и финансовыми обязательствами.
Добросовестные застройщики и их агенты, помимо действующих норм законодательства, могут дать дополнительную финансовую гарантию гражданам, нести ответственность, для этого существуют понятные и естественные рыночные механизмы.
_____________________________________________________________________________________
Ни для кого не секрет, что около 60% рынка первичной недвижимости реализуется с помощью агентств недвижимости по агентским и субагентским договорам. Какую ответственность перед гражданами несут агенты, чем она подтверждается и где заканчивается зона их ответственности?
Ответ: Никакую, Нигде, Ничем! Застройщик обанкротился -  проблемы дольщика, объект не сдан вовремя - проблемы дольщика, квартира или качество не соответствует условиям договора - ну вы догадались – ПРОБЛЕМА ДОЛЬЩИКА. А потом все дольщики дружным строем идут к властям и говорят: решайте проблему, и мы с Вам начинаем ее решать, как говорится: по мере поступления.
_____________________________________________________________________________________________
И конечно нужно сказать, что и сам дольщик должен так же нести ответственность за свои решения.
Если гражданин предупрежден и осведомлен обо всех рисках при покупке у того или иного Застройщика, ему представлены все подтверждающие документы,  и он все же изъявляет желание приобрести  квартиру у этого застройщика, ориентируясь на низкую цену и Русский «авось», что же, с таких граждан мы берем расписку, о том, что он предупрежден обо всех рисках. Эта расписка может являться основанием для не включения в реестр обманутых дольщиков.

Уважаемые коллеги!
В заключение  хочу сказать. Объединив все три составляющие – это информационная открытость, ответственность всех сторон и финансовые обязательства, мы создаем условия добросовестной конкуренции, что безусловно сделает рынок понятным и прозрачным, вернет доверие граждан, придаст новый, дополнительный, кроме государственного стимулирования толчок развития отрасли. Смотрите, что получается: застройщики открыто говорят о себе, предоставляют всю информацию, дольщики осознанно принимают решение, агенты работают и несут ответственность, все подкреплено финансовыми обязательствами — все работает, рынок развивается, проблемных реестры пострадавших граждан сокращаются. 

Именно в таких условиях, а не используя только государственное регулирование, возможно реальное развитие добросовестной конкуренции. Конкурировать нужно честно, открыто, по правилам и бороться за свою уникальность.


Возврат к списку