Главная О союзе Мероприятия и проекты Пресс-центр Партнеры Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ ОБСУЖДЕНИЕ ПОПРАВОК В 214-ФЗ
Поиск по сайту
 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ АРХИВ НОВОСТЕЙ ССОО

Доклад губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко на XII Съезде строителей

12.12.2014, 15:00
Выставочный комплекс «Ленэкспо», павильон № 7


Добрый день, уважаемые коллеги, гости и участники Съезда!

По сложившейся традиции, вы одними их первых в Петербурге подводите итоги работы за год и обсуждаете перспективы развития своей отрасли. Сейчас, в нынешней геополитической ситуации, такой разговор особенно важен. Потому что от устойчивости и эффективности строительного комплекса напрямую зависит не только работа транспорта, энергетики и всех социальных отраслей, не только развитие нашего города, а еще и выполнение новых задач, поставленных Президентом России.
Все наши планы по опережающему вводу промышленных мощностей, по созданию и внедрению новых технологий, по импортозамещению, по развитию сети образовательных учреждений и безбарьерной среды – все они, в конечном счете, ложатся на ваши плечи. Становятся частью ваших планов, технических заданий, проектных и рабочих документов.
Пусть экономисты спорят, может или не может строительная индустрия служить драйвером роста экономики. Мы в Петербурге знаем ответ на этот вопрос. Если наш валовый региональный продукт в 2014 году все-таки покажет рост на уровне 2%, как предполагает уточненный социально-экономический прогноз, то именно вы, строители, будете одними из тех, кому город скажет за это «Спасибо».

IMG_3315.JPG

Весь год результаты вашего труда вселяли оптимизм, в отличие от многих других сфер экономики. По данным Петростата, с января по октябрь объем работ по виду деятельности «Строительство» составил 102,2%. Если в прошлом году в Петербурге было введено 2 млн. 583 тыс. кв. метров жилья, то сейчас к началу декабря -- уже 2 млн. 616 тысяч кв. метров. Контрольный показатель Минстроя России -- 2 млн. 500 тыс. кв. метров – уже перевыполнен. Но год еще не закончился. Мы надеемся взять планку на уровне 3 млн кв.м. жилья, и установить рекорд за последние 5 лет.
Хотел бы отметить и возрастающие темпы строительства объектов промышленного и общегражданского назначения. По итогам года завершено строительство объектов общегражданского строительства общей площадью
2,37 млн. кв. м. Это не только весомые налоговые поступления в казну города, но и принципиально важные для горожан новые рабочие места.
Таким образом, общая площадь построенных жилых и общегражданских объектов в Петербурге уже превысила 4,7 млн кв. метров, что позволило привлечь в основные фонды города более 200 млрд. рублей. А если учесть синергетический эффект, который создает любое новое строительство и реконструкция, то ваша отрасль, по мнению экспертов, в уходящем году привлекла в городское хозяйство более 350 млрд. рублей.
Было бы замечательно, если б строительный комплекс Петербурга смог и в дальнейшем поддерживать такие темпы, вопреки складывающейся экономической ситуации. Все вы, как говорится, тертые калачи, и кризисом вас не напугаешь. Кто-то переживает трудные времена даже не в третий, а в четвертый раз, считая распад Советского Союза. Плюс в уходящем году в вашу отрасль хлынули весьма значительные, назовем их так, «народные инвестиции». Опасаясь за сохранность своих рублевых сбережений, многие граждане принесли их к вам. И в этой связи у меня к вам есть большая просьба.
Я понимаю, что в условиях инфляции, когда дорожает все вокруг, трудно сохранить высокую рентабельность строительного бизнеса. Поскольку сейчас стали недоступны еще и многие кредитные инструменты, кому-то из вас, возможно, придется совсем туго. В такой ситуации, я считаю, лучше будет сразу прийти к нам и рассказать о возникших сложностях. Попробуем вместе найти выход. Сегодня ситуация на строительном рынке стабильная. А вот на завтра наша с вами общая и главная задача - не допустить появления в Петербурге новых обманутых дольщиков. Тем более, что в уходящем году общими усилиями мы добились определенных успехов в решении проблемы.
Петербург начал год на отнюдь не почетном третьем месте в России по этому показателю. Но, как вы помните, у нас были приняты необходимые нормативные документы, обеспечивающие защиту граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. Также мы наладили систему плановых и внеплановых проверок, сопровождения строительства всех объектов. В итоге за 2014 год введено 16 «проблемных» объектов общей площадью 286 тысяч кв.м. жилых помещений или 4 103 квартиры. Напомню, что год назад на вашем Съезде я докладывал о 8-ми домах общей площадью 114 тыс. кв. метров.
Считаю необходимым, чтобы Комитет по строительству и впредь считал это направление одним из главных. До 2017 года проблема обманутых дольщиков в Санкт-Петербурге должна быть решена. И допустить появления новых, как я уже сказал, мы с вами не имеем права.
В недавнем послании Федеральному собранию Президент России уделил особое внимание строительству за государственный счет. Для Петербурга бюджетное строительство жилья – это, в самом деле, огромный резерв. Как в плане экономии бюджетных средств, так и в плане пополнения жилого фонда для обеспечения очередников. Поэтому уже в обозримой перспективе город будет отдавать предпочтение не закупке, а строительству бюджетного жилья. В 2014 году мы изъяли из оборота 23 участка на застроенных территориях, и добавили к ним еще 11 участков на территориях нового строительства. Таким образом сформирован резерв для строительства примерно 3 млн 400 тысяч квадратных метров бюджетного жилья.
Конечно, у кого-то мы эти участки увели буквально из-под носа. Но городу они тоже интересны. Потому что, если не тянуть инженерные сети, квадратный метр всегда обходится дешевле. Так что эта земля не пойдет на торги. Она останется в казне. Мы рассчитываем начать на ней строительство в 2016-м году, и вводить в эксплуатацию, начиная с 2017-го, от 200 до 500 тысяч квадратных метров бюджетного жилья в год, в зависимости от возможностей городского бюджета.
Несмотря на такое серьезное резервирование, город в 2014 году активизировал торги в отношении земельных участков для целей жилищного строительства. Уже продано два земельных участка под жилье в границах территории квартала 24-27 района Полюстрово в Калининском районе. Также нами согласованы условия проведения торгов в отношении 4 земельных участков в Невском и Колпинском районах. Общая площадь квартир составляет порядка 100 тыс. кв. метров. Причем в Невском районе победитель торгов должен будет построить и передать в собственность города детское дошкольное учреждение на 220 мест. Кроме того, город подготовил проведение торгов для размещения жилья еще на 12-ти земельных участках с общей площадью квартир порядка 400 тыс. кв.м.
Торги по земельным участкам проводятся и в целях строительства промышленных и общегражданских объектов. В этом году продано 11 земельных участков для размещения объектов нежилого назначения. Согласованы условия проведения торгов в отношении 4 земельных участков и проходят согласования еще 19 участков, общей площадью более 380 тыс. кв. метров.
Обращаю внимание инвесторов. Все указанные земельные участки, -- как для размещения объектов жилого, так и общегражданского назначения -- будут выставлены на торги в ближайшее время. Также хочу отметить, что инвестиционный процесс предоставления городских участков в 2015-м году претерпит некоторые изменения. Региональное законодательство будет корректироваться в соответствии новыми нормами Земельного кодекса.
Федеральный закон в корне изменил порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Особо выделены случаи заключения арендаторами государственных и муниципальных земельных участков новых договоров аренды таких участков. Закон подчёркивает, что такие арендаторы не имеют преимущественного права заключать на новый срок договор аренды арендуемого ими земельного участка без проведения торгов.
Я понимаю, что из всех законодательных новаций наибольший интерес у строительного сообщества вызывает Генеральный план Санкт-Петербурга. Как вы знаете, в городе состоялись публичные слушания по изменениям в действующий Генплан, в ходе которых поступило порядка 1650 предложений от застройщиков, исполнительных органов государственной власти и горожан. Проект изменений обсуждался во всех районах города. Комиссия по Генплану в соответствии с утвержденным регламентом рассмотрит все предложения и вынесет на утверждение Правительства в марте 2015 года.
Что же касается принятия нового Генерального плана, соответствующего городской Стратегии-2030, то наиболее реальным сроком начала его действия является 2018-й год. Это позволит нам высвободить необходимое время для детальной проработки нового Генерального плана на период с 2018 по 2038 годы, который будет соответствовать тенденциям времени и реальным потребностям мегаполиса. Еще на этапе подготовки концепции этого документа будет учтена вариативность векторов развития города. Иными словами, профессиональное сообщество сможет обсудить различные концептуальные решения, выработать общее мнение, и установить единый, оптимальный курс движения Санкт-Петербурга на последующие 20 лет.
В уходящем году состоялись еще два законодательных решения, критически важных для нашего города. Первое – это изменения в 820-й Закон Санкт-Петербурга. С их помощью мы детализировали требования по сохранению историко-культурной среды Петербурга, определив предмет охраны исторического поселения и подробные «квартальные» режимы использования территорий. Второй закон – это Закон о региональных нормативах градостроительного проектирования. Он установил минимальные показатели обеспечения горожан социальными, культурными и коммунально-бытовыми объектами, инженерной и транспортной инфраструктурой. Это очень важный шаг по достижению индикаторов качества жизни, включенных в Стратегию-2030.
Вместе с тем, надо понимать, что на части территории Санкт-Петербурга новые региональные нормы градостроительного проектирования применять нельзя. Я говорю об историческом центре. Как вы знаете, этот вопрос возник на последнем заседании общественного Совета по сохранению и развитию исторического центра. И мы договорились на примере какого-то одного квартала экспериментальным путем попробовать выработать и планировочные, и проектировочные нормативы. В дальнейшем, я считаю, для исторического центра Петербурга должны быть выработаны отдельные РНГП с участием Комитета по экономическому развитию и стратегическому планированию, который курирует соответствующую программу.
Давайте договоримся, что исторический центр Петербурга – не та территория, где нам стоит торопиться. Основой градостроительных преобразований должно стать бережное отношение к исторической застройке, ее максимальное сохранение в процессе ремонта, приспособления под современное использование или реконструкции аварийных домов. Именно такой подход должен быть поставлен во главу угла при разработке проектов планировки территорий. Причем не только в историческом центре, а и на всей территории города.
На сегодняшний день документация по планировке территории – это реальный инструмент, который позволяет регулировать гармоничное развитие городской среды. К сожалению, у нас немногие проекты проходят юридическую экспертизу перед выходом на Правительство. И проблема заключается отнюдь не в административных барьерах, а в необходимости соблюдения баланса интересов собственника, инвестора и города. Чтобы все понимали основы и принципы этого баланса, Марат Мелсович, я прошу Вас собрать всех разработчиков проектов планировок, владельцев земельных участков, и в деталях разъяснить им позицию города.
В целом хочу сказать, что со стороны участников рынка в уходящем году мы видели больше понимания, и меньше эгоизма. Поэтому и город, со своей стороны, ускорил шаги навстречу застройщикам. Было утверждено 49 проектов планировок территорий – в 3 с лишним раза больше, чем в 2013 году. Еще как минимум 50 проектов заявлены к реализации и находятся в стадии активной разработки.
Но, все-таки, главным подтверждением взаимности наших добрых намерений я считаю новый алгоритм строительства социальной и инженерно–транспортной инфраструктуры. Сегодня я искренне хочу поблагодарить тех, кто понял, в каком положении оказался город из-за ранее взятых обязательств. Спасибо всем, кто откликнулся на наши просьбы, и начал возводить социальную инфраструктуру за собственный счет в своих новых кварталах, либо вносит добровольные пожертвования. Мы понимаем, что это дополнительная нагрузка для бизнеса. И строительные компании, которые возводят социальные объекты за собственный счет, а потом безвозмездно передают их городу, безусловно, заслуживают налоговых льгот. Будем и дальше работать в этом направлении с федеральным законодателем.
Сегодня в строительстве социальных объектов задействовано ориентировочно 56 застройщиков Санкт-Петербурга по 264 объектам с перспективой до 2023 года. К безвозмездной передаче в собственность города планируется 159 объектов. Всего в 2014 году за счет инвесторов уже введено в эксплуатацию 5 школ и 9 детских дошкольных учреждений на 3750 и 1580 мест соответственно.
Еще один успешно применяемый механизм взаимодействия города и инвестора – это государственно-частное партнерство. Сегодня в Петербурге реализуются и готовятся к реализации более десяти проектов на основе ГЧП. Среди них – развитие аэропорта «Пулково», строительство центрального участка «Западного скоростного диаметра», а также новые школы и детские сады. Надеюсь, что в следующем году все начатые проекты ГЧП будут успешно продолжены, а задуманные начнут воплощаться в жизнь.
Трудно переоценить роль частного капитала в развитии инфраструктуры мегаполиса, особенно в трудные времена, а тем более – в нашей нынешней ситуации. Но сейчас городу нужны от бизнеса не только инвестиции и вовремя выполненные обязательства. Мы ждем от вас предложений по самому широкому кругу вопросов - от снижения административных барьеров до застройки так называемого «промышленного пояса».
403-е постановление Правительства Российской Федерации установило исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства. Город сейчас ведет анализ и формирует перечень административных процедур применительно к Санкт-Петербургу. Рабочая группа по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства совместно с представителями бизнес-сообщества подготовила предложения по сокращению количества административных процедур. Чтобы их реализовать, готовятся соответствующие поручения органам власти.
Поскольку 70 из 134 действующих административных процедур относятся к инженерно-энергетическому комплексу, я прошу до конца года организовать расширенное заседание Рабочей группы с участием представителей сетевых компаний. Предлагаю всем желающим включиться в этот процесс и еще раз подумать, как оптимизировать процедуры подключения потребителей к инженерным сетям.
Обстоятельный разговор с застройщиками сегодня нужен и по программе развития застроенных территорий, или программе Реновации. Ее масштаб – колоссальный даже для нашего мегаполиса. 23 территории, 3,5 млн. квадратных метров ветхого фонда, которые предстоит заменить на 8,5 млн. квадратных метров нового фонда. При этом обеспечивается вся социальная инфраструктура и создаются новые коммуникации. Это сравнимо со строительством целого города. Поэтому я считаю, что в органах власти этот процесс должны сопровождать не начальник отдела и два специалиста, а соизмеримое количество сотрудников.
К настоящему моменту на 6-ти территориях ведется строительство 10-ти новых жилых домов для переселения жителей первых очередей расселения. Первые 4 дома уже введены в эксплуатацию. Вместе с тем, к программе появилось немало вопросов. Давайте еще раз вместе обсудим ситуацию со всех сторон, и решим все споры в соответствии со здравым смыслом и долгосрочными интересами города и его жителей. Уверен, что Реновация должна продолжаться, так как многим петербуржцам он дает надежду на улучшение качества жизни. Подчас – единственную надежду.
Призывая вас к новым формам диалога, я не случайно упомянул «промышленный пояс». Заявленные приоритеты не меняются – пока я работаю губернатором Санкт-Петербурга, тотальной застройки жильем этой территории не будет. Но и оставлять, как есть, огромное полукольцо от Морского порта до Выборгской стороны, мы не собираемся. Важно найти баланс между жилой застройкой, общественно-деловой застройкой, размещением предприятий высокотехнологичной промышленности и созданием новых рекреационных зон. Поэтому сейчас мы ждем разумных предложений от бизнеса. Могу сказать, что соответствующий интерес есть. К этой работе подключается Комитет по экономическому развитию. Уже в ближайший понедельник там состоится встреча с девелоперами.
Основным источником развития инфраструктуры Петербурга был, есть и будет городской и федеральный бюджет. Вы знаете, что еще в прошлом году при планировании трехлетнего бюджета города мы присвоили наивысший приоритет строительству метро. Сегодня продолжаются работы по строительству Фрунзенского радиуса, Красносельско-Калининской линии, Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линии. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить федеральный центр за решение направить 14 млрд на развитие петербургского метрополитена. Это позволит нам сохранить высокие темпы работ и выполнить в срок все задачи по подготовке метро к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Приоритетами города в дорожном строительстве, помимо Западного скоростного диаметра, являются Транспортные обходы исторического центра Петербурга, Красного села, Колпино, транспортная доступность Лахта-центра и Экспо-форума, а также развязки и магистрали непрерывного движения к Чемпионату мира по футболу. Со следующего года в Санкт-Петербурге начнется создание платного парковочного пространства на территории, ограниченной частью Невского проспекта, частью набережной реки Фонтанки, частью Лиговского проспекта и Кирочной улицей. Устройство платных парковок на 3 тысячи машиномест, включая места для инвалидов, положит начало разгрузке центра города от транспортных потоков.
Во исполнение послания Президента РФ Федеральному Собранию нам предстоит удвоить объемы дорожного строительства. Сергей Викторович, я прошу взять этот процесс под особый контроль.


Уважаемые делегаты!
По большому счету, профессиональные задачи строительного комплекса остаются неизменными. Это повышение качества работ, внедрение новых и ресурсосберегающих технологий, вовлечение в оборот инженерно-подготовленных земельных участков под застройку, повышение качества проектной документации, сокращение сроков прохождения согласований в органах государственной власти.
К счастью, сегодня у вашей отрасли не болит голова от необходимости искать замену импортным материалам. Благодаря последовательной политике государства, поддержке инновационных производств, активной позиции самого бизнеса, сегодня у вас есть подушка безопасности. Уже сейчас бОльшая часть материалов производится в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и соседних регионах. Считаю необходимым поддержать развитие в нашем городе предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию, необходимую в строительстве, для укрепления независимости отрасли при любой конъюнктуре рынка.
В заключение еще раз замечу, что немногие отрасли Санкт-Петербурга сегодня стоят на ногах так же крепко, как строительный комплекс. Вы знаете, что делать. У вас есть все необходимые ресурсы. Вы не зависите от импорта. Плюс спрос на вашу продукцию расписан на несколько лет вперед.
Насколько я знаю, самые дальновидные из вас уже задумываются том, что делать после кризиса. Я говорю о строительстве «умных» домов, из новых материалов и по принципиально новым технологиям. Это даже не инновационная деятельность, это работа по созданию желаемого будущего.
Я желаю всем вам успеха. Нам вместе с Вами предстоит многое решить и построить. Давайте делать это вовремя, и с тем уровнем качества, которым всегда славились строители Петербурга и Ленинграда. Этого ждет от нас наш искренне любимый город.
А я, как Губернатор, жду от вас сегодня откровенных суждений, свежих идей и разумных инициатив.


Возврат к списку