Главная О союзе Мероприятия и проекты Пресс-центр Партнеры Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ ОБСУЖДЕНИЕ ПОПРАВОК В 214-ФЗ
Поиск по сайту
 
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ АРХИВ НОВОСТЕЙ ССОО

Тезисы выступления президента Российского Союза строителей В.А. Яковлева

XI практическая конференция «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Санкт-Петербург. 30 октября 2014г.

Прежде всего, от имени Российского Союза строителей разрешите поприветствовать участников и гостей XI практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и пожелать успешной работы.

Все мы знаем, что ситуация в экономике страны непростая. По итогам 2013 года рост ВВП составил лишь 1,3%, инфляция – 6,5%, сейчас уже более 8%. В экономике – стагнация, которая может перейти в рецессию.
Еще хуже в этом году. Безусловно, санкции США и Евросоюза, а также ответные действия России не могут не оказывать отрицательного воздействия на экономику.
конфа.jpg

 

По сравнению с началом года:

  • курс рубля снизился с 32,7 руб. до сегодняшнего 42 руб. за долл.
  • цена барреля нефти упала со 106-107 долл. до 80, а в бюджет заложено 96,8.

Вывоз капитала за 9 месяцев этого года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,9 раза – с 44,1 млрд. долл. до 85,2 млрд, а до конца года – до 100 млрд и более.

Формируемые федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации на 2015 год сохраняют социальную направленность. Однако средств не хватает. Очевидно, что сокращение будет производиться за счет капитальных вложений. Это затруднит строительство.
В строительстве, несмотря на некоторое снижение общего объема работ в денежном выражении (96,9% от уровня 2013 года), существенно возросли объемы жилищного строительства.
За 9 месяцев этого года введено 48,2 млн. кв. м жилья – это на 24,6% больше прошлогоднего.
Наибольший вклад, как обычно, внесли Центральный и Приволжский ФО – 13,4 и 10,0 млн. кв. м.
Все федеральные округа превысили свои прошлогодние показатели на 20% и более.   
Напомню, что в прошлом году в целом по стране было построено 70,6 млн. кв. м жилья. В этом году необходимо построить 71 млн. кв. м. Т.о. за прошедшие три квартала большую часть плана строители уже выполнили.
В Московской обл. построено 4,7 млн кв. м, в Краснодарском крае -  3,51 млн. Москва и Санкт-Петербург превысили уровень 2 млн. – соответственно, 2,33 и 2,13 млн кв. м.  Еще 7 субъектов превысили рубеж в 1 млн. кв. м, в том числе Ленинградская обл. – 1,1 млн кв. м жилья.
По вводу на душу населения при среднероссийском показателе, равном 0,34 кв. м на чел., 9 субъектов федерации превысили уровень 0,5 кв. м на чел. В том числе Ленинградская обл. – 0,63 кв. м на чел. В Санкт-Петербурге этот показатель тоже заметно выше среднего – 0,43 кв. м на чел. Хочется выделить достижение строителей Калининградской обл. – 0,76 кв. м на чел.
В целом СЗФО показал результаты выше среднероссийских и по темпам (130,8% против 124,6), и по вводу на душу населения (0,38 кв. м на чел. против 0,34).

 

К сожалению, сегодня приходится говорить о росте стоимости строительства жилья.
Если в 2013 году по сравнению с 2012 средняя по России стоимость строительства выросла на 5,8% - с 34,4 до 36,4 тыс. руб. за кв. м, то за первые половину 2014 года этот показатель увеличился уже на 11,3% - до 40,5 тыс. руб. за кв. м.
Разброс стоимости строительства 1 кв. м жилья среди субъектов федерации, входящих в состав СЗФО, составляет от 54,1 тыс. рублей в Республике Коми до 33,0 тыс. рублей в Новгородской области. Санкт-Петербург51,5 тыс. рублей, Ленинградская область44,1 тыс. рублей.
Думаю, что в сложившихся условиях к концу года эти показатели еще подрастут. Поэтому для того, чтобы понимать куда мы идем, необходимо постоянно анализировать ситуацию.

Объемы выпуска основных видов строительных материалов и изделий за 9 месяцев этого года находятся на уровне 9 месяцев прошлого года с незначительными отклонениями:

  • стекло, гипс и изделия из гипса, кирпич, ЖБИ, сыпучие материалы, шлакопортландцемент и известь – от 100,2 до 105,7%;
  • бетон, тротуарная плитка и строительный раствор – на уровне 97-98%.

На 11-12% увеличился выпуск ячеистых блоков и минеральной ваты.
На 30% снижены объемы производства асбестоцементных листов.
Объем производства цемента составил почти 54 млн. т. Это на 4,5% выше уровня 9 месяцев 2013 года.

Во II квартале  2014 г. РОССТАТ провел выборочное обследование деловой активности строительных организаций. Результаты практически аналогичны I кварталу.
Средняя обеспеченность заказами – 6 месяцев, крупных строительных фирм – 8.
Средний уровень загрузки производственных мощностей - 63%.
Средний уровень обеспеченности финансированием составил 5 месяцев, у крупных организации – 7.
Доля организаций, у которых производственная программа соответствовала «нормальному» уровню, составила 75%.
Руководители 9% строительных организаций оценили экономическую ситуацию в строительстве как «благоприятную», 79% – как «удовлетворительную» и 12% – как «неудовлетворительную».
По мнению опрошенных руководителей основными сдерживающими факторами в их практической работе, являются:

  • высокий уровень налогов (на этот фактор указали 39% опрошенных),
  • недобросовестная конкуренция со стороны других строительных фирм (29%),
  • неплатежеспособность заказчиков (27%).

 

Год назад, у вас на конференции, мы говорили о проблемах в строительстве, которые требуют решения. Есть положительные изменения.
В направлении снижения административных барьеров при получении разрешения на строительство в ряде регионов наблюдается сокращение по времени и количеству, становится лучше, но не хуже.
Задачу ликвидации дефицита земельных участков, оснащенных инженерной-коммунальной инфраструктурой, пока не удается решить полностью за счет бюджетных средств, но первый шаг сделан – в соответствии с постановлением правительства при строительстве жилья подрядчику возвращаются средства из расчета 4 тыс. руб. за 1 кв. м. Необходимо продолжать настаивать на полном бюджетном финансировании.
Важную роль для регламентации процессов подключения  к инженерным сетям сыграли вступившие в силу с 1 марта текущего года утвержденные Правительством Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Кроме того в соответствии с 83-им Федеральным законом, принятым весной этого года, с 1 октября 2015 года плата за технологическое присоединение к электросетям устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт снижается на 50%, а с 1 октября 2017 исключается.

  • В последнее время обострилась дискуссия по вопросам совершенствования федеральной контрактной системы, особенно для сферы строительства.

Все аналитики сходятся во мнении, что 44-й Федеральный закон для строителей работает плохо, подробно указывают на имеющиеся недостатки, предлагают различные пути улучшения ситуации, которые отличаются не только по содержанию, но даже и по форме – одни считают возможным ограничиться рамками действующего Закона за счет внесения в него изменений, другие предлагают более кардинальный подход – разработку нового отдельного федерального закона о подрядах в строительстве. Думаю, что срочно необходимо принять поправки в действующий закон и продолжить работу над отдельным для строителей законодательным актом.

  • Далеко не все в прядке в вопросах обеспечения застройщиком своих обязательств перед участниками долевого строительства в соответствии с Федеральным законом 214-ФЗ «О долевом участии в строительстве многоквартирных жилых домов», в ступившим в силу с 1 января 2014 года.

Исполнение обязательств, наряду с залогом, должно обеспечиваться по выбору застройщика либо страхованием его гражданской ответственности, либо поручительством банка.
Введение страхования гражданской ответственности застройщика является оправданным. Однако в ходе практического применения Закона застройщики столкнулись с нежеланием большинства страховых компаний страховать их ответственность.
Чтобы заниматься страхованием ответственности застройщиков, страховая компания должна соответствовать целому ряду жестких требований. По нашим данным, более чем из 600 страховых компаний, существующих в стране, лишь около 30 в настоящее время имеют право страховать ответственность застройщиков, а реально работают на этом рынке лишь 4-5 компаний.
На основании Федерального закона 2007 года № 286-ФЗ возможен вариант страхования ответственности застройщиков на основе договоров с  Обществом взаимного страхования - некоммерческой организацией, создаваемой самими застройщиками.
Однако из-за высоких рисков членство в ОВС не стало массовым. На начало октября в нем состояло 114 застройщиков, среди которых представителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области нет.

Закон предусматривает возможность замены страхования на поручительство банка. Но банки не готовы массово выдавать поручительства за застройщиков.
Представители банков заявляют, что они считают риски, связанные с таким поручительством, гораздо более высокими, чем при ипотечном кредитовании дольщиков. Дело в том, что при несостоятельности застройщика ущерб может быть весьма значительным и не каждый коммерческий банк способен произвести выплаты. Если еще предположить, что застройщик осуществляет строительство не одного многоквартирного дома, а, как правило, нескольких, то финансовые возможности банка как поручителя весьма ограничены для покрытия убытков.
Необходимо разработать нормативы финансовой устойчивости банка при поручительстве за застройщика, которые позволяли бы банку нести, с одной стороны, бремя ответственности поручителя, с другой - продолжать выполнять функцию финансового института.

  • Несмотря на то, что ситуация с бюрократическими барьерами стала менее критической, но и тут нарушений хватает.

В соответствии с Федеральным законом 2013 года № 250-ФЗ для основных действий, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество, «крайние» сроки сегодня составляют 18 календарных дней. Но это предельное значение. В частности, регистрацию договоров ипотеки необходимо производить в течение 5 рабочих дней.
Между тем, по данным наших экспертов, несоблюдение установленных сроков приобрело в регионах массовый характер, и в том числе в Санкт-Петербурге.
Задержки порой доходят до 95 дней. При этом если верить участникам рынка, регистрация договоров долевого участия и прав собственности по договорам купли-продажи жилых помещений в среднем задерживается на 30-35 дней.
В течение всего прошлого года функции, связанные с приёмом на регистрацию и выдачей документов, последовательно передавались в многофункциональные центры предоставления услуг (МФЦ). И петербуржцам уже хорошо известны адреса этих учреждений, в которых можно бесплатно, а в некоторых случаях даже без очередей, решать многие «бумажные» вопросы. Практику создания МФЦ надо расширять.

  • Несколько слов о проблеме информационной открытости застройщиков.

В настоящее время по стране, в т.ч. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в стадии строительства, находится большое количество объектов, информация о которых отсутствует в свободном доступе. Застройщики проводят рекламные акции и создают привлекательные сайты объектов, однако довольно редко размещают в них обобщённую информацию о своей добросовестности, разрешительную документацию на строительство и информацию о ходе строительства.
Будущему участнику долевого строительства сложно оценить самостоятельно, на какие риски ему придётся пойти, заключив договор с застройщиком. Красивые макеты и яркая реклама нередко прикрывают проблемы с разрешительной документаций или её полное отсутствие. Отсутствие информации создаёт предпосылки для действий недобросовестных застройщиков и для просто мошенников.
Сложившуюся проблему могут решить только общедоступные информационные ресурсы в сети Интернет, которые должны обобщать и представлять данные о застройщиках и объектах строительства. И примеры таких ресурсов уже есть.

 

  • Сегодня одной из наиболее острых проблем для строителей является проблема финансирования, в т.ч. получение кредита. Многие руководители строительных организаций жалуются на дороговизну банковских кредитов либо невозможность их получить. На самом деле, банкам в трудные времена помогает государство, ставя при этом условия  снижения процентной ставки и повышения доступности кредитов для реального сектора. Но на практике эти условия не соблюдаются

На совещании с членами Правительства 13 октября 2014 года Президент России обратил внимание на необходимость более широкого применения механизма проектного финансирования. Об этом многократно говорил Л.М. Каплан.
Проектное финансирование – это финансирование инвестиционных проектов, при котором источником погашения долговых обязательств перед кредитором являются финансовые потоки, которые генерирует сам проект. Специфика такого вида финансирования проектов заключается в том, что происходит, своего рода, перераспределение рисков между участниками проекта.

  • Еще одним направлением нашей работы, о котором тут уместно сказать, является помощь в организации лизингового финансирования для региональных строительных проектов.

Это тема работы Комитета РСС по лизингу:

  • проведено около 200 консультаций компаний строительного сектора;
  • рассмотрено и осуществлено  средних и малых региональных проектов на общую сумму более 670 млн. руб.

Российский Союз строителей готов подключиться и оказывать поддержку в реализации схем проектного и лизингового финансирования.

  • Российский Союз строителей поддержал образование института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а в октябре 2013 года был создан Комитет РСС  по вопросам негосударственной экспертизы
  • Комитетом РСС были подготовлены и от имени Союза представлены в Минстрой России предложения по совершенствованию этой системы.

 

  • Сегодня системные проблемы ценообразования при реализации контрактов на строительство (в том числе государственных) возникают практически у всех участников рынка

У инвестора (госзаказчика) возникают сложности бюджетного планирования.
У застройщика – некачественная проектная документация или ее отсутствие на стадии заключения государственных контрактов и демпинг на торгах.
У проектировщика – некачественные результаты инженерных изысканий, являющиеся исходными данными для проектирования и существенная зависимость сметной стоимости, уточненной по результатам государственной экспертизы, от субъективного мнения эксперта в вопросе применения тех или иных нормативов в сметах.
У эксперта затруднена или невозможна проверка физических объемов, учтенных в сметах, в том числе по объектам-аналогам (ведомость объемов, как правило, отсутствует), поэтому они зачастую применяют самые «дорогие» расценки, не заботясь об оптимизации сметной стоимости.
У подрядчика на стадии «Проектная документация» смета, как правило, некачественна и не доступна при проведении торгов, однако приобщается к контракту, отсутствует порядок расчетов за выполненные работы по государственным контрактам с твердой ценой.
По нашему мнению, для решения системных проблем, возникающих при реализации контрактов на строительство, необходимо предпринять целый ряд мер, в частности:

  • ускорить рассмотрение и внесение в федеральный реестр разработанных и направленных на утверждение дополнений к имеющимся и вновь разрабатываемым сметным нормативам;
  • организовать разработку:
  • методики формирования сметного раздела проектной документации,
  • порядка определения начальной или максимальной цены государственного контракта,
  • методических рекомендаций по осуществлению взаиморасчетов за выполненные работы, производимые на объектах капитального строительства, цена государственного контракта по которым является твердой;
  • актуализировать сметные нормативы с учетом применения новых технологий строительного производства на основании информации от субъектов и распорядителей бюджетных средств;
  • поручить органам государственной статистики субъектов Российской Федерации организовать мониторинг стоимости строительных ресурсов.

Решению указанных выше проблем будут способствовать также меры, направленные на развитие института негосударственной экспертизы в части оценки экономической целесообразности принимаемых инженерных решений, а также системы страхования ответственности участников инвестиционного процесса, в направлении повышения качества и снижения издержек при бюджетном финансировании.

 

В марте текущего года под председательством Д.А.Медведева прошло заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором напрямую рассматривались вопросы инновационного развития в сфере строительства.
По итогам заседания были определены задачи федеральным и региональным органам исполнительной власти. В частности, Минстрою совместно с другими министерствами и ведомствами, с привлечением национальных объединений СРО и других общественных организаций строителей было поручено:

  • подготовить Стратегию инновационного развития строительной отрасли,
  • а также актуализировать Стратегию развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года (утвержденную приказом Минрегиона России от 30 мая 2011 года № 262) с разработкой программы строительства предприятий, производящих инновационные строительные материалы.
  • до 18 декабря текущего года представить эти документы в Правительство.

Необходимо строительному сообществу более активно участвовать в этой работе.

Ряд ведущих специалистов – представителей различных комитетов РСС уже принимают в ней участие
По мнению наших разработчиков Стратегия инновационного развития строительной отрасли должна, прежде всего задать Стратегические ориентиры: определить место строительной отрасли в экономике страны, дать оценку состояние инновационного развития строительной отрасли, определить направления и основные задачи, а также целевые индикаторы до 2020 года. Подготовлены материалы, которые предлагается включить в итоговый документ.
Основными направлениями инновационного развития промышленности строительных материалов, по нашему мнению, являются:

  • проведение ускоренной модернизации действующих предприятий;
  • создание принципиально новых производств по выпуску строительных материалов и изделий на основе передовых научных разработок и мирового опыта;
  • организация производства изделий и конструкций из композитных материалов;
  • расширение производства современных теплоизоляционных материалов для обеспечения реального снижения массы зданий и затрат на их отопление;
  • активное проведение научно-поисковых работ по использованию нанотехнологий для производства строительных материалов и их внедрение;
  • проведение разумной протекционистской политики в отношении отечественных предпринимателей, снижение зависимости от поставок импортных строительных материалов.

Принятие Стратегий даст толчок в развитии промышленности строительных материалов и увеличении объемов строительных работ.

 

Дорогие друзья!
Санкции заставили Правительство обратить внимание на развитие внутренней экономики, перенести акцент на инновационное развитие отечественных производителей.
В своей производственной деятельности мы используем львиную долю отечественных строительных материалов и изделий, наша продукция – это жилые и нежилые здания и сооружения, объекты коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры – всё остается здесь в России.

В заключение хочу еще раз поблагодарить организаторов Конференции за приглашение и возможность выступить. Пожелать участникам и гостям Конференции, всем строителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области доброго здоровья, удачи и успехов. Новых трудовых достижений и побед.


Возврат к списку