Главная О союзе Мероприятия и проекты Пресс-центр Партнеры Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ ОБСУЖДЕНИЕ ПОПРАВОК В 214-ФЗ
Поиск по сайту
 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ АРХИВ НОВОСТЕЙ ССОО

«Государственный и негосударственный контроль качества в строительстве»

Генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза», председатель Комитета по качеству и безопасности строительства Орт Александр Иванович 


Российский рынок недвижимости в последние годы (кроме кризисных) демонстрировал высокие показатели роста, при этом потенциал рынка далек от насыщения. Можно предположить, что вхождение на российский рынок строительства под силу только крупным компаниям строительного бизнеса во взаимодействии с финансовыми структурами. Усиление конкуренции изменит структуру рынка, что будет позитивно с точки зрения расширения ассортимента продукции и услуг.

В принципе, на начальном этапе работы по правилам ВТО строительство затронуто по двум позициям: снижение уровня импортных пошлин на стройматериалы, и обязательства России по допуску иностранных компаний на отечественный рынок строительных услуг.

Понимая, что главным показателем цивилизованного рынка является качество, необходимо отметить, что ключевой проблемой российских компаний является повышение качества жилищного строительства, которое все больше определяется не инженерами и менеджерами подрядных строительных компаний, а запросами и предпочтениями потребителей, конъюнктурой рынка, конкурентной рыночной средой. Вместе с тем уровень качества жилищного строительства окончательно выявляется именно и только в процессе эксплуатации. Результаты исследований в процессе надзора за строительством в Санкт-Петербурге свидетельствуют о том, что качество возводимого жилища становится критическим показателем его конкурентоспособности. При этом объекты жилой недвижимости, качество которых ниже требований рынка, утрачивают свою реальную рыночную стоимость, даже при наличии престижного местоположения и «заманчивой» цены.

Подходы к качеству строительной продукции, как к объекту управления, зависят от особенности этой продукции. В строительстве, по сравнению с другими отраслями материального производства, в меньшей мере можно создавать опытные образцы, которые впоследствии можно улучшить. Многие качественные характеристики носят прогнозный характер. Сложнее устраняются дефекты, допущенные в процессе изготовления строительной продукции. Строительная продукция зависит от природно-климатических условий региона строительства и ряда других факторов, что определяет многообразие показателей оценки качества строительной продукции.

Можно утверждать, что одним из наиболее значимых направлений развития нормативных и научно-методических документов, регламентирующих оценку качества строительной продукции, необходимо считать создание новых евростандартов и территориальных строительных норм (СПб, Москвы, и других регионов РФ), что требует модернизации системы технического регулирования в условиях членства России в ВТО.

В рамках негосударственной оценки качества в строительстве СРО необходимо разработать методику по единому порядку оценки качества строительно-монтажных работ, конструктивных элементов и зданий в целом на основе коэффициента качества, характеризующего количество нарушений требований технических регламентов и проектной документации при производстве конкретного вида работ или создания конструктивного элемента. Основные задачи института СРО в строительстве сводятся к улучшению общего качества, повышению квалификации занятых в отрасли, увеличению ответственности компаний за результаты деятельности.

Качество любого вида строительной продукции необходимо рассматривать как управляемый объект. Управление должно осуществляться в комплексе и последовательно на протяжении всего жизненного цикла: от проектирования и изготовления, через строительство к эксплуатации и выводу из него.

Для повышения эффективности управления качеством строительной продукции предлагается система механизмов нейтрализации существующих негативных факторов влияния. К основным подобным механизмам относятся:

- усиление уголовной и административной ответственности;

- введение новых стандартов качества в организации;

- усиление контроля над качеством со стороны руководства СРО;

- усиление деятельности организаций и служб строительного надзора и экспертизы в регионах РФ.

В настоящее время в строительной отрасли РФ создано и действует большое количество как нормативных (обязательных), так и научно-методических (рекомендуемых) документов, регламентирующих оценку качества строительной продукции. Главным направлением дальнейшего их совершенствования предлагается считать разработку и реализацию субъектами строительной отрасли в регионах корпоративных стандартов и ТСН – добровольных принятых на себя обязательств по достижению заявляемых уровней качества своей выпускаемой строительной продукции. При массовом появлении стандартов в проектных организациях, на предприятиях стройиндустрии и в подрядных компаниях это будет способствовать повышению качества всех видов строительной продукции.

Для достижения инновационного качества в проектировании предлагаются такие направления, как ресурсосбережение, интеллектуализация объектов, гармонизация комплексной застройки, экологичность проектных решений, использование возобновляемых источников энергии и применение органического стиля.

Для достижения требуемого уровня качества строительной продукции необходимо научно обоснованно выбирать оптимально соответствующую ей конкретную технологию выполнения строительных работ, что, в свою очередь, требует применения критериев оптимальности. Только тогда адекватно принятая и реализованная технология становится положительно важным фактором достижения требуемого качества строительной продукции.

Еще одной из важных составляющих контроля качества является экспертиза проектов.

Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака по вопросам государственной политики в строительной отрасли от 16.01.2014 года № ДК-П9-13пр стал одним из главных документов, определивших направление развития экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на 2014 год и далее. Если будут приняты инициативы, обсуждавшиеся на совещании в Министерстве строительства и ЖКХ, экспертиза перестанет быть обязательной для большинства строительных проектов за исключение документации по особо опасным, уникальным и технически сложным объектам. Институт негосударственной экспертизы фактически будет упразднен.

В вопросах градостроительства и экспертизы, а также разрешительных процедур сейчас происходит разгосударствление. При этом в принимаемых сегодня документах интересы бизнеса превалируют над общественными. Создаются предпосылки для введения в заблуждение потребителей продукции строительного комплекса, нечестной конкуренции, образованию новых финансово-строительных пирамид. Законодатели пока оторваны от жизни и слабо себе представляют, что происходит в муниципальных образованиях РФ.

Мы получим новую череду обманутых дольщиков, в разы вырастет риск начала строительства в природоохранных зонах, местах захоронения отходов, не предназначенных для этого местах. Уже сегодня районы массовой жилой застройки в Санкт-Петербурге не обеспечены необходимым количеством социально-бытовой инфраструктуры, селитебными территориями, автостоянками. И это притом, что бОльшая часть недостатков выявляется на этапе проведения экспертизы. Если она будет упразднена – в большинстве случаев ситуация усугубится.

Мнение практически 100% представителей сообщества проектировщиков заключается в том, что на данный момент отмена обязательной экспертизы – преждевременный шаг.

Наблюдается устойчивая тенденция к снижению правосознания граждан. Появляются многоквартирные дома на участках для ИЖС, в некоторых вводимых в эксплуатацию объектов нет инженерных сетей, отсутствуют пожарные проезды и т.д. Таким образом, закладываются основы для будущих социальных конфликтов. Подобные примеры распространятся повсеместно, если экспертиза будет отменена. В этих условиях нельзя снимать с экспертизы роль регулятора. Гражданское общество у нас еще не созрело до такой степени, чтобы сознательно выполнить регулирующие функции в сфере строительства.

При отмене негосударственной экспертизы, ее функции будут возложены на Госстройнадзор. Это приведет к тому, что так называемый административный барьер не исчезнет, а снова будет усилен. При ограничении количества организаций, проводящих экспертизу, соответственно уменьшится и количество рассматриваемых проектов. Таким образом, развитие строительной отрасли будет отброшено на несколько лет назад. Причем устранять недостатки проектов уже на этапе строительства будет значительно сложнее.

Попытка переложить ответственность за регулирование градостроительных процессов на страховое сообщество также еще долго не даст позитивного результата. Во всяком случае, до тех пор, пока в Гражданском кодексе не появится норма об обязательном страховании имущества. Существующая практика страхования гражданской ответственности не привязана к имущественному комплексу, поясняют страховщики.

Федеральное законодательство, как известно, признает приоритетными «защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений…». Достижение этих целей обеспечивается, в том числе, с помощью проверки проектной документации на соответствие требованиям техрегламентов, а также результатов инженерных изысканий. Следовательно, деятельность экспертиз направлена на обеспечение законности в сфере безопасности зданий и сооружений. Таким образом, целесообразно говорить не об «усилении контроля» и «исключении обязательности проведения экспертизы», а о создании единой, вневедомственной экспертизы. В том числе предусмотреть проведение обязательной экспертизы документации территориального планирования и документов по планировке территорий. Хочется надеяться, что осторожное отношение профильного комитета Госдумы к законодательным инициативам Минстроя поспособствует их существенной доработке и удержит депутатов от принятия необдуманных и преждевременных решений.


Возврат к списку