Главная О союзе Мероприятия и проекты Пресс-центр Партнеры Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ ОБСУЖДЕНИЕ ПОПРАВОК В 214-ФЗ
Поиск по сайту
 
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ АРХИВ НОВОСТЕЙ ССОО

XI Съезд строителей Санкт-Петербурга. Доклад губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко

Добрый день, уважаемые коллеги, участники и гости Съезда!

В канун нового года мы подводим итоги года уходящего и определяем задачи на будущее. Это хорошая традиция, которая, сложилась у нас за последнее время. Я надеюсь, мы и дальше будем ее придерживаться.
im_5000_1.JPG
В экономике такого огромного мегаполиса, как Санкт-Петербург, естественно, все отрасли важны. Но строительная отрасль относится к числу наиважнейших. От того, насколько успешно она развивается, зависит не только социальное «самочувствие» города, выполнение наших социальных обязательств перед горожанами, но и динамика роста других ключевых отраслей.
В уходящем году кадровый состав строительного блока правительства города претерпел значительные изменения. Как вы знаете, назначен новый вице-губернатор, курирующий отрасль. Марат Мелсович Оганесян в строительном деле далеко не новичок, а человек компетентный и опытный. Я полагаю, что вы уже успели оценить его высокий профессионализм, твердые принципы и убеждения, ясное видение трудностей и проблем отрасли. А также – четкое понимание тех приоритетных задач, которые нужно решать.
Кадровые изменения направлены, прежде всего, на выстраивание транспарентной – открытой и прозрачной – политики тесного и конструктивного взаимодействия города и строительного сообщества. На повышение в целом эффективности работы строительного комплекса.
В масштабах страны строительная отрасль – вторая по значимости после нефте-газовой. А в нашем городе, где, как известно, нет ни нефти, ни газа, она занимает лидирующие позиции. В настоящее время около 40% всех заказов в системе государственных закупок связано именно со строительством. Это колоссальный объем финансовых и материальных ресурсов, который обеспечивает, в том числе, новые возможности для роста экономики Петербурга и всего Северо-Западного региона.
Мне приятно отметить, что минувший год складывается для петербургских строителей вполне удачно.
По итогам 2012 года Петербург занял третье место по вводу жилья в стране и первое место – в Северо-Западном федеральном округе. Было построено 2 миллиона 576 тысяч кв. метров жилья – на 10% больше плана, определяемого федеральными нормативами.
В 2013 году планировалось ввести в эксплуатацию не менее 2 миллионов 400 тысяч кв. метров жилья. Уже сейчас можно сказать, что этот план успешно выполнен. На сегодняшний день сдано 2 млн. 371 тысяча кв. метров. А в следующем году мы вплотную подойдем к отметке в 2,5 млн.кв. метров жилья.
За этими метрами – колоссальный труд и профессионализм строителей, проектировщиков, архитекторов, представителей стройиндустрии, работников смежных специальностей. Я хочу искренне вас поблагодарить за вашу плодотворную, сделанную на совесть работу. Плоды вашего труда видны, как говорится, невооруженным глазом. Город стремительно растет, на карте Петербурга появляются не просто новые дома, а целые кварталы.
Все мы заинтересованы в дальнейшем комплексном развитии отрасли. Все ее сегменты тесно взаимосвязаны. Сегодня застройщики делают ставку не только на жилищное строительство, но вкладывают свои силы и ресурсы в строительство социально-значимых, культурных объектов. Ведь мало обеспечить петербуржцев хорошим жильем. Оно должно быть органично встроено в современную комфортную городскую среду со всей сопутствующей инфраструктурой, соответствующей стандартам 21-го века.
Новый, дополнительный импульс строительству придает 600-й Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Он ставит перед нами первостепенные задачи в увеличении объемов жилищного строительства и развитии ипотеки, в формирование арендного рынка жилья, в развитии конкуренции и снижение административных барьеров.
Планируя свои действия в этой сфере, мы должны, с одной стороны, соблюдать баланс между спросом и предложением на рынке жилья. С другой стороны, я считаю, власть не должна создавать ни для граждан, ни для строительного сообщества избыточных ожиданий государственной поддержки строительных проектов. Во всяком случае, эти ожидания должны быть подкреплены конъюнктурой рынка и финансовыми возможностями города.
На сегодняшний день в городе утверждены 67 проектов планировок территорий, включая 44 проекта комплексного освоения бывших промышленных зон и 23 проекта развития застроенных территорий. Всего здесь можно построить 36,3 млн.кв. метров жилья. Среди самых крупных проектов – «Северная Долина», «Юнтолово», «Новая Ижора», «Славянка», «Балтийская жемчужина». А также жилищные комплексы «София», «Триумф-Парк», «Орбита», «Ласточкино гнездо» и другие.
Заявлены к реализации и находятся в стадии разработки документации еще как минимум 83 проекта планировки территорий с объемом строительства жилья еще на 26 млн. кв.метров жилья. Среди них – город-спутник «Южный», «Большой Пушкин», «Новый Пушкин», «Новый Берег», «Муринский квартал», «Ново-Сергиево», «Ручьи», «Цветной город», «Планетоград».
Чрезвычайно актуальный вопрос – обеспечение инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой осваиваемых территорий Петербурга. Город просто не в состоянии взять на себя одновременную подготовку всех территорий. Городскому бюджету такая задача, скорее всего, будет посильна только в долгосрочной перспективе.
И здесь есть два варианта развития событий. Первый – приостановить реализацию проектов, которые не обеспечены бюджетными ресурсами для создания инфраструктуры. Второй – принять достаточно непопулярное решение и предложить инвесторам осуществлять действительно «комплексную застройку».
На мой взгляд, второй вариант, при всей его жесткости, гораздо лучше отражает реальную действительность. Тем более, что на федеральном уровне сегодня уже рассматриваются предложения по инфраструктурным сборам и налоговым льготам для тех строительных компаний, которые возводят социальные объекты за свой счет.
Не дожидаясь, пока эти изменения будут окончательно закреплены в федеральном законодательстве, город совместно с компаниями инвесторами определился с механизмами строительства и передачи в собственность Санкт-Петербурга социальных объектов. Прежде всего – детских садов и школ, для последующего их включения в систему образования и здравоохранения. Их шаг навстречу говорит о высокой степени социальной ответственности.
Инфраструктурные платежи – мера может быть и не очень популярная, но единственно возможная для дальнейшего развития мегаполиса. И кстати, из российской и мировой практики известно, что именно социально ориентированный бизнес, в конечном итоге, выигрывает.
Правительство города ни в коей мере не отказывается от ранее взятых социальных обязательств. В соответствии с Адресной инвестиционной программой в этом году построено 5 школ. Достраиваются 7 детских садов, 3 поликлиники для взрослых. Какие-то социальные объекты мы будем создавать по схеме государственно-частного партнерства. Тем более, что у нас есть немалый опыт такой совместной с бизнесом работы. Но в каждом конкретном случае такая схема должна быть хорошо продуманной и хорошо рассчитанной. Иначе ГЧП в «социалке» может привести к еще большему накоплению отложенных государственных бюджетных обязательств.
Уважаемые коллеги!
Петербургский строительный комплекс живет не сам по себе. На его развитие оказывает серьезное влияние и наше близкое соседство с Ленинградской областью. Бóльшая часть построенного соседями за три последних года жилья приходится на приграничные к городу районы. Сейчас вблизи города на территории Ленинградской области возводится, по меньшей мере, 20 крупных жилых комплексов. Масштабное строительство ведется в Кудрово и в Мурино. В числе растущих на глазах жилых массивов – «Осиновая Роща», «Новое Девяткино», «Новый Оккервиль».
Надо признать, что эти жилые комплексы, несмотря на то, что находятся на территории соседнего субъекта Федерации, рассчитаны преимущественно на петербургский спрос. Поэтому фактически все проекты внутри КАД можно считать городскими. Более низкая по сравнению со среднегородской стоимость квадратного метра вызывает повышенный спрос покупателей. Особенно – у трудовых мигрантов.
Заявленные объёмы жилищного строительства на территориях, прилегающих к Петербургу, составляют не менее 16 млн.кв. метров жилья. Таким образом, общий объём жилищного строительства в Санкт-Петербурге и в прилегающих районах Ленинградской области составит на период до 2025 года порядка 80 млн.кв. метров жилья. То есть, примерно на 2-2,5 миллиона человек.
Это большой задел для работы строителей. Но это и колоссальная нагрузка на бюджеты обоих регионов по созданию современной инфраструктуры жилых кварталов.
Государственная жилищная политика становится все более социально ориентированной. Город оказывает поддержку многодетным семьям, молодым семьям, бюджетникам – учителям, врачам, инвалидам, жителям коммунальных квартир. Напомню, что в федеральном перечне появились новые категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых разработаны специальные механизмы поддержки. Это молодые учителя (ипотечная ставка по специальной программе составляет 8,5%), работники предприятий оборонного комплекса (они могут вступать в жилищно-строительные кооперативы).
Ежегодная потребность города для выполнения обязательств по обеспечению жильем льготных категорий граждан составляет не менее 500 тысяч кв. метров. И здесь острая проблема – отсутствие инженерно подготовленных территорий для жилищного строительства. Вернее, отсутствие в необходимом количестве участков застройки в собственности Санкт-Петербурга.
В последнее время роль планирования, в том числе стратегического, в нашей стране была несколько забыта. Это привело к тому, что наш город, оказавшись в конце 90-х, начале 2000-х годов пионером приватизации, столкнулся с дефицитом городской земли, на которой можно вести бюджетное строительство. Комитетом по строительству сформирован перечень земельных участков для бюджетного строительства общей площадью около 2-х млн.кв. метров на период до 2021 года. Но этого явно недостаточно. И мы приняли решение целый ряд участков по утвержденным сегодня проектам планировки отдать на торги под строительство жилья. Другую часть мы сохраним для городских нужд.
Уже не первый год мы проводим совместную с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства работу по вовлечению в оборот федеральных земель. Сейчас в наличии у нас два пятна общей площадью 340 гектар. Процесс этот не простой, но его обязательно нужно продолжать и дальше. И мы это будем делать.
На федеральном уровне сегодня решается вопрос об аукционах по предоставлению земельных участков Фонда РЖС по так называемой «голландской» схеме, которые проводятся на «понижение цены». Прямо скажу, принятие новых правовых норм не изменит, по крайней мере, в ближайшее время ситуацию на земельном рынке Санкт-Петербурга. Да и в масштабах страны проведение таких аукционов – сегодня еще большая редкость. Речь, может идти, скорее, о единичных случаях.
Для проведения «голландского» аукциона город должен за свой счет предоставить застройщику земельный участок, подготовить инженерные сети, создать всю социальную и транспортную инфраструктуру. Чтобы со всем этим расплатиться, застройщику нужно иметь льготные кредиты. Тогда цена на квадратные метры не превысит планку для жилья экономического класса. Поэтому с точки зрения целесообразности, на таких участках, мне кажется, выгоднее строить за бюджетные средства. Думаю, в обозримом будущем так оно и получится, и проведение таких аукционов станет реальностью.
Еще одним инструментом создания государственного жилищного фонда может стать включение в инвестиционные условия обязательств по передаче квартир в собственность города.
Наша общая важная задача – сохранение стабильности в строительной отрасли. Мы стоим на защите гарантированных законом права участников долевого строительства, избавляемся от так называемых «проблемных» объектов. В этом году было введено в эксплуатацию 8 «проблемных» домов общей площадью 114 тыс.кв. метров. До конца года мы планируем сдать еще 5 «проблемных» объектов в целом на 128 тыс.кв. метров.
Мы продолжаем совершенствовать систему защиты «дольщиков» от недобросовестных инвесторов. Сегодня в стадии согласования находится законопроект, согласно которому ответственность за предоставление квартир участникам долевого строительства ложится на выигравшего торги нового застройщика.
Комитет по строительству в постоянном режиме проводит плановые и внеплановые проверки по соблюдению Федерального закона №214. Виновные в его нарушении привлекаются к строгой ответственности. В этом году по результатам проверки 16-ти компаний выявлено 260 нарушений. Две организации и 7 должностных лиц привлечены к административной ответственности на общую сумму штрафов свыше 14 млн. рублей.
Напомню, что с 1 января 2014 года вступают в силу изменения в 214-й ФЗ, которые предусматривают дополнительные гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства. В частности, одной из таких мер станет поручительство банка и страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче по договору жилого помещения.
Отдельно остановлюсь на приоритетной, двуединой задаче сохранения и развития исторического центра. Наш центр – это не только красивые и бесценные памятники архитектуры, это живой организм со своим уникальным ландшафтом, со своими застарелыми проблемами, прежде всего – с инженерией. И, самое главное, это люди, которые живут далеко не в самых комфортных условиях.
К сожалению, проблематика сохранения и развития территорий исторического центра из плоскости экономической, технической и юридической зачастую переходит в политическую плоскость. Стремление неких заинтересованных лиц заработать на этой острой социальной проблеме политический капитал не должно останавливать нас в целенаправленном решении первостепенных задач, которые не решались, как вам известно, десятилетиями.
Главная наша общая задача – сохранение объектов культурного наследия с одновременным ремонтом или реконструкцией зданий, всей инженерной и дорожной инфраструктуры, а также благоустройством кварталов. Следует подчеркнуть, что все эти проблемы нужно решать не по отдельности, а обязательно в комплексе.
Почти половина зданий в центре имеют износ от 20 до 40 процентов, многие находятся в аварийном состоянии. 80 процентов сетей водоснабжения и водоотведения служат более 40 лет. Поэтому, учитывая возможности бюджета города, из 7 наиболее нуждающихся в реновации территорий центра мы выбрали для начала только две – «Конюшенную» и «Северную Коломну - Новую Голландию».
Хочу особо отметить, что столь масштабную задачу ни в городе, ни в стране в таких объемах и в таких условиях до сих пор никто не решал. На пилотных территориях мы должны наработать новые алгоритмы, выверить каждый последующий шаг. Прежде всего, в обеспечении четкого взаимодействия всех участников процесса – собственников, государства, общественных, градозащитных организаций. При этом никто не снимает с нас ответственности за строгое соблюдение положений Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Программа нацелена на улучшение жилищных условий очередников. Большая часть из них проживает в коммунальных квартирах. Я хочу подчеркнуть, что о провозглашении тотальной аварийности зданий и принудительном выселении из центра речи не идет. Это зачастую пытаются приписать нам оппоненты. Очередникам и собственникам будет предложена возможность временного переезда в созданный маневренный жилой фонд. Площади этого фонда будут создаваться как в центре, так и в других районах города. Если кто-либо из них по доброй воле выскажет желание постоянно «прописаться» во временном жилище – такая возможность ему будет предоставлена. Остальные вернуться в то жилье, которое занимали до капитального ремонта.
Учитывая новизну и сложность стоящих перед нами задач, призываю всех к взвешенности, объективности и корректности при обсуждении вопросов развития территорий исторического центра Санкт-Петербурга.
Для законодательного обеспечения реализации проекта, совершенствования региональных градостроительных норм в городском парламенте создана совместная рабочая группа, в которую вошли представители исполнительной и законодательной ветви власти, ведущие эксперты.
В частности, этой группе предстоит разрешить противоречия, из-за которых действие градостроительных регламентов в зонах охраны частично отменил Верховный суд России. Предстоит уточнить режимы охраны с учетом границ исторического поселения и границ объекта всемирного наследия, определить четкие правила действий инвесторов и застройщиков. Это позволит в ближайшем будущем разморозить строительство и реконструкцию в центральной части города.
В планах рабочей группы – корректировка региональных нормативов градостроительного проектирования – одного из «трех китов», на которых стоит строительная отрасль. Это, безусловно, станет законодательным гарантом обеспечения реконструируемых и новых кварталов всей необходимой современной инфраструктурой.
Вообще, в отличие от многих других регионов России, в Петербурге сегодня полностью сформирована градостроительная законодательная база. Принят Закон «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Утверждены Правила землепользования и застройки. У города есть свой Генеральный план, в который, учитывая потребности сегодняшнего дня, готовятся серьезные изменения.
Еще один наш внушительный резерв в использовании потенциала петербургского строительного комплекса, в создании нормальных жилищных условий для горожан – это развитие застроенных территорий, реконструкция так называемых «хрущевок».
В рамках программы «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурга», принятой в виде закона в 2008 году, городом заключены инвестиционные договоры с компаниями «Воин-В» и «СПб Реновация» на развитие 23 территорий в 9 районах города. В реализации программы есть первые успехи. Расселены 5 домов первых массовых серий в Колпино. С начала этого года в Красносельском районе ведется строительство многоквартирных домов для расселения соседних «хрущевок». На этой неделе я побывал в Сосновой Поляне и лично убедился в том, что программа реально движется. На очереди – реновация кварталов в Кировском, Выборгском, Курортном и других районах города.
В Петербурге сегодня решаются системные задачи, успешно реализуются масштабные проекты транспортной инфраструктуры. В их числе магистраль непрерывного движения – Транспортный обход центра города. Реализация этого проекта позволит значительно улучшить транспортную ситуацию, увести транспортные потоки из исторической части мегаполиса и перераспределить их среди других районов.
В этом году завершено строительство развязки на Пироговской набережной, набережных Обводного канала от Днепропетровской ул. до Атаманского моста. Строится развязка на пересечении проспекта Обуховской Обороны и набережной Обводного канала, тоннель на Синопской набережной.
Мы продолжаем строительство Западного скоростного диаметра. В этом году открыто движение на Северном участке, что позволило значительно улучшить транспортное сообщение с Курортным районом, обеспечить выход на федеральную трассу «Скандинавия». Активно идут работы по строительству самого сложного, центрального участка ЗСД. Его мы планируем завершить к концу 2016 года.
Пропускная способность автомобильных дорог напрямую зависит от качества дорожного покрытия. Если на начало 2013 года ненормативных дорог было в Петербурге более 20 процентов, то по его окончании этот показатель будет сокращен до 15 процентов. Эта позитивная динамика говорит о том, что наши дорожники движутся в правильном направлении.
Мы уделяем большое внимание развитию общественного транспорта. В первую очередь – метрополитена, как наиболее массового и удобного для горожан. И здесь метростроители – наши главные союзники. В ноябре этого года был открыт вестибюль станции «Спасская». В первом полугодии 2015 года запланирован ввод в эксплуатацию второго выхода станции «Спортивная».
Рассматриваются варианты продления Юго-Западной линии метрополитена со строительством транспортно-пересадочного узла и депо «Юго-Западная». В процессе обсуждения создание новых видов общественного транспорта, которые смогут обеспечить полноценную работу нового терминала аэропорта «Пулково». Речь идет, в том числе, о продлении ветки метро и запуске скоростного трамвая – Аэроэкспресса.
Мы значительно увеличили финансирование строительства метрополитена. На ближайшие три года, начиная со следующего, его объем составит более 70 млрд рублей. До 2020 года мы планируем построить как минимум 12 новых станций на всех главных линиях нашей петербургской «подземки».
Есть один совершенно непраздный вопрос – из чего строить, чтобы жилье было комфортным и уютным? На наши стройки сейчас в основном поставляет материалы ближайший сосед – Ленинградская область. С учетом опережающих темпов развития отрасли, потребности в стройматериалах будут и дальше расти. А значит, нам нужно вместе подумать о том, как не оставить стройку на голодном «пайке».
Насколько я знаю, с цементом и стеновыми блоками проблем пока нет. Но не хватает железобетонных конструкций: лестничных маршей, перекрытий, лифтовых шахт. А также – кровельных материалов, теплоизоляции, листового стекла, которое у нас вообще не производится и полностью завозится. По некоторым позициям мы рассматриваем варианты налаживания поставок из других регионов России и даже из-за рубежа. Но, мне кажется, в обязательно порядке нужно параллельно развивать и местную стройиндустрию.
Среди наших бесспорных приоритетов – повышение качества строительства, внедрение новых технологий и материалов. Новые нормативные документы по стандартизации разработаны на основе строительных норм и правил Российской Федерации, с учетом петербургского климата, исторических, социальных, культурных особенностей нашего города. Самое главное, что эти правила не остаются на бумаге, а уже сегодня работают на практике.
Уважаемые делегаты!
За десять лет своей плодотворной работы Союз строительных объединений и организаций стал объединяющей силой всего вашего сплоченного многотысячного профессионального сообщества. Эффективной площадкой для обсуждения самых острых вопросов развития отрасли, поиска путей и решений сложных задач.
Союз не только защищает интересы строителей, но способствует укреплению конструктивного диалога власти и бизнеса. Важнейшим направлением его деятельности стало совершенствование системы саморегулирования, в основе которой лежит принцип добросовестности и взаимной ответственности.
Во многом способствует нашему тесному взаимодействию работа Общественного совета по вопросам координации деятельности СРО в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга.
Я думаю, что тот диалог, который у нас сложился за последнее время, позволяет с уверенностью смотреть в завтрашний день. Он убеждает в том, что нас ждут новые успехи и свершения.
Благодарю за внимание.

Источник: http://gov.spb.ru/


Возврат к списку