Главная О союзе Мероприятия и проекты Партнеры Новости Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПОПРАВКИ В 214-ФЗ ОТ СПб
Поиск по сайту
 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ АРХИВ НОВОСТЕЙ ССОО

Доклад вице-губернатора Санкт-Петербурга, президента Союза строительных объединений и организаций И.М. Метельского.

Общее собрание членов Союза строительных объединений и организаций.

Санкт-Петербург, 20 апреля 2012г.

 

Уважаемые коллеги!

 

В настоящее время строительная отрасль России, и Петербурга в частности – это постоянно развивающееся современное производство, играющее важнейшую роль в экономике страны и реализации социальной политики.

В рамках развития инвестиционно-строительного комплекса крайне необходимо, чтобы все участники процесса – органы государственной власти, общественные и саморегулируемые организации, частные бизнес-структуры смогли отработать новые механизмы взаимодействия, открывая дорогу перспективным проектам, нужным и важным для граждан нашей страны.

Последние два года экономика нашего города, нашей страны переживала кризис, который затронул всю мировую экономику. И мы знаем, что строительной отрасли «досталось» больше всех. Но петербургские строители при поддержке правительства города достойно справились с непростой ситуацией, сохранили мощности, сберегли кадры, не бросили свои проекты. Мы и дальше должны строить жилые дома, социальные и промышленные объекты с высоким качеством, вовремя укладываться в запланированные сроки.

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев поставил задачу увеличить объемы жилищного строительства. К 2020 году показатели годового ввода жилья должны вырасти в среднем по стране до 1 кв. метра на человека. Год назад Минрегион России установил контрольные цифры для субъектов Российской Федерации, в том числе для Санкт-Петербурга. Ожидается, что в этом году ввод жилья в Санкт-Петербурге составит порядка 2,7 млн.кв.метров. Это на 400 тысяч кв. метров больше показателя, установленного для нас федеральным центром. К 2015 году мы планируем перешагнуть трехмиллионную планку ввода жилья. Такие серьезные объемы позволят обеспечить баланс  между спросом и предложением на рынке жилья, установить некую «точку равновесия». А это значит, у нас не будет неоправданных скачков цен на недвижимость.

Для этого перед отраслью стоит целый ряд задач.

Среди первоочередных для Петербурга – уточнение Генерального плана, Правил землепользования и застройки. Нам нужно более эффективно использовать городские земли. И не только осваивать новые территории, но и модернизировать бывшие промышленные зоны в центре города, проводить реновацию «хрущевок», расселять коммуналки. Словом, новое время требует новых подходов и механизмов.

Сегодня можно констатировать, что заложенный в основу многих решений, связанных с градостроительным развитием, механизм саморегулирования рынка земли и недвижимости не обеспечивает в полной мере гармоничного устойчивого развития городской среды. Несколько приниженная роль долгосрочного комплексного планирования в период развития рыночных отношений привела сегодня к тому, что нет четкой связи между территориальным планированием и планированием развития улично-дорожной, инженерной систем города, не учтены в достаточной мере потребности в создании объектов социального назначения.

Остро встает вопрос об определении системы приоритетных проектов развития территорий, которые получат поддержку, концентрируя ресурсы города и инвесторов.

При этом мы часто говорим о базовой инфраструктуре: детских садах, школах, поликлиниках. Но нужно не забывать о необходимости многообразия городской среды. Так реализацию крупных инвестиционных проектов с возводимой площадью жилья в районе 2 млн.кв.метров можно рассматривать по градостроительным нормативам, как формирование городского поселения по численности жителей относящегося к средним городам. А значит должны быть обеспечены потребности не только в социальной и инженерно-транспортной инфраструктуре, но и социально-культурной, рекреационной, то есть создан городской массив с нормальным городским окружением. Новые районы жилищного строительства должны отвечать современным требованиям и быть конкурентоспособными.

«Долгоиграющая» и злободневная проблема для мегаполиса, которая только усугубляется: нехватка парковочных мест. Когда начался «бум» жилищного строительства, при планировке кварталов не предусматривалось достаточного количества парковочных мест. Сегодня владельцы зачастую оставляют свои машины на улицах, во дворах, на детских площадках и газонах. Это мешает нормальному дорожному движению, ухудшает экологическую ситуацию в городе.

Мы планируем в ближайшие 5-7 лет построить как минимум 500 тысяч машиномест. Сейчас ведется работа по подбору участков под многоэтажные паркинги, разрабатываются условия конкурса, готовится необходимая документация для проведения торгов.

Сегодня при реализации проектов мы все чаще сталкиваемся с невысоким уровнем проектирования. Эта проблема касается как государственных, так и частных заказчиков. В аукционах на проектирование социальных объектов участвуют предприятия, не обладающие достаточными мощностями и квалифицированными кадрами. Средняя численность персонала в таких компаниях порой составляет от 3 до 10 человек. Победа на конкурсе при этом достигается за счет существенного демпинга как по цене, так и по срокам. Такая практика приводит к некачественному выполнению работ, срыву сроков проектирования, которые в результате могут затягиваться на 2-2,5 года, а порой даже превышать сроки строительства объектов. В результате заказчик вынужден прибегать к штрафным санкциям и к расторжению контрактов. Эту проблему можно решить через создание  регионального банка типовых проектов социальных объектов. С целью повышения эффективности производства, повышения качества региональных производителей Санкт-Петербургским «Центром государственной экспертизы» был создан Реестр проектов повторного применения. Реестр содержит сведения о 31 проекте. На данном этапе формирование реестра типовой проектной документации постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 791 поручено Минрегиону России. Министерством разрабатываются правила формирования и ведения реестра, а также форма предоставления данных для внесения в реестр.

Другая важная задача – повышение доступности жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку; строительство жилья для государственных нужд. По петербургским программам – это не менее 500 тыс.кв. метров в год.

Жилищное строительство – очень важная, социально значимая и ответственная сфера. За каждым строящимся домом – живые люди. И мы должны постоянно об этом помнить. Именно поэтому были ужесточены требования по продлению сроков строительства по тем адресам, где застройщиком не исполнены инвестиционные обязательства без весомых на то причин.

Мы не можем оставить без внимания и возможность применения альтернативных схем создания и эксплуатации объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. При условии экономической и социальной обоснованности  город может участвовать в государственно-частных партнерствах при строительстве и, что немаловажно, эксплуатации таких объектов.  Например, в районе «Славянка» в минувшем году уже введены в эксплуатацию по схеме ГЧП школа на 825 мест и два детских сада  по 110 мест.  Это пилотный проект участия города в такой схеме. По результатам можно будет проанализировать социальную и бюджетную эффективность этих проектов, понять, как можно оптимизировать применение схем ГЧП при строительстве инфраструктурных объектов.

Для отрасли по-прежнему актуальной остается проблема качества строительных работ. В адрес администрации города постоянно поступают жалобы и обращения петербуржцев на некачественно выполненные работы в новых объектах. Это
и трещины на фасадах, и некачественная внутренняя отделка.
В исключении и искоренении таких фактов большую роль играет система саморегулирования.

Саморегулируемые организации должны больше внимания уделять поддержанию высокого профессионального уровня строительной отрасли.

Тема качества строительства, как правило, возникает и при обсуждении вопроса о привлечении трудовых мигрантов на стройки. Не секрет, что именно к их квалификации возникает много вопросов. Никто не будет отрицать, что экономика города не сможет развиваться без привлечения труда мигрантов. Строительная отрасль нуждается в привлечении трудовых ресурсов из стран ближнего зарубежья. Но мигранты должны работать в строгом соответствии с законодательством. От строителей мы ждем повышения ответственности за тех рабочих, которые трудятся на ваших объектах. Все трудовые мигранты должны пройти установленную процедуру регистрации. Работодатель должен обеспечить им нормальные условия проживания, следить за трудовой дисциплиной. Необходимо наладить тесное взаимодействие с Федеральной миграционной службой и совместными усилиями навести здесь порядок.

 

Среди важных направлений хочу еще обозначить повышение энергоэффективности и энергосбережения. Сегодня мировое сообщество ставит на первый план, сразу после вопросов экономики, разработку и реализацию программ экологического планирования и энергосбережения.

Комитет по строительству совместно с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению завершил разработку регионального методического документа по строительству «Рекомендации по обеспечению энергоэффективности жилых и общественных зданий». В настоящее время идёт общественное обсуждение документа, он готовится к утверждению. По предварительным расчетам, применение эффективных энергосберегающих технологий позволит только на присоединении снизить расходы до 30 процентов.

В 2011 году Комитет по строительству разместил государственный заказ на выполнение работ по проектированию и строительству энергоэффективного многоквартирного жилого дома. Это дом социального заселения, квартиры небольшие по площади, все комнаты раздельные с улучшенной отделкой. Участок под строительство 15-этажного жилого дома, расположен в новом жилом квартале Невского района (СуН, кв. 16).

В рамках совершенствования нормативного, правового и методического обеспечения ведется постоянная работа по корректировке действующих и разработке новых методических документов по строительству. В актуализированный перечень действующих к настоящему времени входят 27  региональных документов (РМД).

5 октября 2011 года  постановлением Правительства Санкт-Петербурга  (№ 1406) утверждена Концепция создания Строительного технопарка. Как я уже говорил, для строительства технопарка Санкт-Петербургу переданы полномочия Российской Федерации по распоряжению земельным участком Трефолева, 45. В рамках проекта Комитетом по строительству совместно с Комитетом по внешним связям организовано взаимодействие с Администрацией города Хельсинки и Союзом строителей Финляндии.  Подготовлена заявка и выигран грант на создание до 2014 года на базе технопарка российско-финского учебного центра.

В завершении своего выступления хочу сказать, что те вопросы, на которых я сегодня остановился, не являются исчерпывающими. Об очень многом в формате регламентированного по времени доклада не удалось сказать. Конечно, меня дополнят содокладчики,  но в целом сегодня в Санкт-Петербурге определены направления развития жилищного строительства, повышения не только доступности, но и комфортности жилья; сформирован комплекс мер по стимулированию рынка жилья. Определены меры по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, повышению качества жилищного фонда. Определены основные цели и направления дальнейшего развития. Наша задача – обеспечить их достижение.

 

 




Возврат к списку