Главная О союзе Мероприятия и проекты Партнеры Новости Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ
Поиск по сайту
 
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ АРХИВ НОВОСТЕЙ ССОО

В Петербурге прошел VIII Съезд строителей

В Петербурге прошел VIII Съезд строителей











9 декабря 2010 года в Санкт-Петербурге состоялся VIII Съезд строителей. Это, без всякого преувеличения, центральное событие года для петербургского строительного комплекса. Строительство – важнейшая часть экономики Петербурга, поэтому и диалог, возникший на съезде, получился знаковым, откровенным и плодотворным.


В работе VIII Съезда строителей приняли участие около 1 тыс. делегатов – представителей крупнейших организаций строительного комплекса города. По уже сложившейся традиции перед собравшимися выступили Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, члены правительства города, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Государственной Думы РФ. В докладах были подведены итоги уходящего года, освещены насущные проблемы деятельности строительной отрасли, рассмотрены перспективы ее развития.

Губернатор Валентина Матвиенко в своем выступлении отметила, что подавляющее большинство задач, поставленных год назад, на VIIСъезде строителей, были выполнены. Благодаря координации совместных действий городской власти и строительного сообщества в Петербурге удалось пройти сложный послекризисный период с наименьшими (по сравнению с другими регионами) потерями. Вместе с тем, по словам губернатора, рано еще говорить о том, что кризис остался далеко позади, и успокаиваться на достигнутом.

Работа строительного комплекса стабилизировалась, и в сегодняшних условиях это уже немалое достижение. Об уверенной работе отрасли говорят, прежде всего, объемы жилищного строительства. В 2010 году планируется сдать 2,65 млн м кв. жилья – это почти на 50 тыс м кв. больше, чем годом раньше. На начало декабря 2010 года уже введено свыше 1,8 млн м кв. жилой площади.
В других сегментах отрасли наблюдается аналогичная картина: показатели завершающегося, 2010, года превышают показатели 2009 года. Так, в этом году будет сдано 40 объектов здравоохранения, спорта, физической культуры – в 2,5 раза больше, чем в прошлом году.

2010 год стал рекордсменом по количеству построенных и реконструированных образовательных учреждений. Открыты четыре новые школы, 14 новых детских садов, 19 школ (после капитального ремонта), полностью модернизированных и оснащенных новейшим оборудованием.

Несмотря на трудности, вызванные кризисом, Петербург продолжает выполнять не только все свои социальные обязательства, но и планы развития города. За последние годы было обеспечено надежное энергоснабжение города. По совместным с энергетиками планам до 2012 года город будет окружен энергетическим кольцом, что в разы повысит надежность всей энергосистемы Санкт-Петербурга и региона.

Для оживления жилого строительства и строительства объектов инфраструктуры правительство города выступило с инициативой разработать законопроект «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах». Новый документ, который в октябре поступил на рассмотрение городского парламента, предоставляет механизм, который должен ускорить строительство социально значимых объектов спорта, культуры, здравоохранения, транспортной и инженерной инфраструктуры. Он должен повысить интерес инвесторов к проектам меньшего масштаба, но не меньшим по значимости для города. А также дать импульс к реализации комплексного развития территорий в Петербурге, переходу к квартальной застройке.

Этот год стал годом динамичного развития всей транспортной инфраструктуры города. Осенью 2010 года был сдан 116-километровый сухопутный участок кольцевой автомобильной дороги. Чтобы замкнуть автомобильное кольцо вокруг города, нужно закончить строительство «морской» составляющей КАД – участка трассы, проходящего по комплексу защитных сооружений от наводнений. Полностью закончить дамбу планируется в 2011 году.

Завершается строительство другой жизненно важной для города трассы – Западного скоростного диаметра. Сейчас полным ходом идет строительство северного участка третьей очереди ЗСД. Новая современная магистраль станет кратчайшим путем между севером и югом города и значительно улучшит транспортную ситуацию в Петербурге. Полностью закончить строительство третьей очереди ЗСД – от КАД до пересечения с трассой «Скандинавия» в районе Белоострова – планируется в 2012 году.

В 2010 году были завершены все организационные вопросы перехода строительной отрасли от лицензирования к системе саморегулирования. Санкт-Петербург являлся одним из инициаторов реализации саморегулирования в строительстве и сейчас город – среди немногих регионов России, где создана единая система саморегулирования. Её развитие опирается на свод Меморандумов (соглашений о сотрудничестве, взаимопонимании и единых принципов действия), первый из которых был подписан ещё в 2008 году по инициативе Союза строительных объединений и организаций. Можно констатировать, что новая система перешла в рабочий режим. Именно поэтому созданные саморегулируемые организации должны уже больше внимания уделять своим прямым задачам – обеспечению качества выполняемых строительных работ, недопущению причинения вреда в результате недостатков выполнения работ, повышению профессионального уровня работников строительной отрасли. «Саморегулируемые организации должны предпринимать реальные действия, вносить реальные предложения и конструктивно взаимодействовать с властью», - сказала Валентина Матвиенко в своём выступлении на VIII Съезде строителей Санкт-Петербурга. От строителей ожидают расширения границ ответственности за тех рабочих, которые трудятся на их объектах.

Не остались без внимания и проблемы «дольщиков» - граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Несмотря на то, что количество «проблемных» адресов в городе уменьшилось, а число строительных компаний, работающих в рамках 214-го Федерального Закона, постоянно растет, для решения накопившихся за многие годы проблем при Союзе строительных объединений и организаций год назад был создан Фонд по вопросам оказания помощи пострадавшим гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов. Пополнение расчетного счета фонда осуществляется за счет финансовых средств, добровольно поступающих от организаций строительного комплекса. Задача фонда – аккумулировать финансовую помощь, подбирать и выкупать квартиры для предоставления пострадавшим гражданам. Сегодня в список фонда включены 24 обманутых дольщика. Решить их проблемы фонд должен окончательно в I квартале следующего, 2011 года.

В повестке VIII Съезда строителей важное место также заняли вопросы действия Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ведущаяся работа по снижению административных барьеров в строительстве, внедрение европейских стандартов в проектировании и строительстве.

По словам специалистов, принимавших участие в съезде, все участники инвестиционно-строительного процесса так или иначе получили возможность высказать свои мнения, продемонстрировать свою позицию и попытались найти точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества. Диалог состоялся. Какие плоды он принесет – покажет время.



Доклады участников VIII Съезда строителей

Валентина Матвиенко,  
губернатор Санкт-Петербурга

dsc_9054.jpg Дорогие друзья!
Уважаемые участники съезда!
Мне очень приятно вновь встретиться с вами.
В восьмой раз съезд строителей собирает все строительное сообщество Санкт-Петербурга. Это, без всякого преувеличения, центральное событие года для петербургского строительного комплекса.
Сегодня мы, по нашей хорошей традиции, подведем итоги уходящего года, наметим перспективы развития отрасли. Строительство – важнейшая, можно сказать, градообразующая отрасль экономики нашего города. Поэтому и наш диалог, я думаю, будет откровенным и плодотворным.
В прошлом году лейтмотивом работы съезда стала тема экономического кризиса. Мы все хорошо знаем, что мировой экономический кризис в первую очередь затронул строительную отрасль. И город, конечно, не мог оставить строителей наедине с такими серьезными проблемами. Мы совместно с бизнес-сообществом подготовили подробный план антикризисных мероприятий, разработали эффективные модели взаимодействия. Оглядываясь назад, мы можем сейчас уверенно сказать, что наши совместные действия были правильными. Наверное, поэтому и самым пессимистическим прогнозам не суждено было сбыться. Сегодня можно констатировать, что стабилизирующие факторы в строительной отрасли в значительной степени преобладают. Закаленный испытаниями и успешно прошедший проверку на прочность строительный комплекс Санкт-Петербурга продолжает уверенно двигаться вперед.
Мы выполнили подавляющее большинство тех задач, которые запланировали. Благодаря четкой координации действий власти и всего строительного сообщества нам удалось пережить сложный период с наименьшими потерями по сравнению с другими регионами. Вместе с тем, я считаю, рано еще говорить о том, что кризис остался далеко позади, и успокаиваться на достигнутом.

Работа строительного комплекса стабилизировалась, и в сегодняшних условиях это уже немалое достижение. О стабильной работе отрасли говорят прежде всего объемы жилищного строительства. Несмотря на все трудности, мы выходим в этом году практически на докризисный уровень. В 2010 году планируется сдать 2,65 млн кв. м жилья – это почти на 50 тыс. кв. м больше, чем годом раньше. На сегодняшний день уже введено свыше 1,8 млн кв. м жилой площади.
И в других сегментах отрасли мы наблюдаем аналогичную картину: показатели этого года превышают прошлогодние. И это не может не радовать. Так, мы сдадим в этом году 40 объектов здравоохранения, спорта, физической культуры – в 2,5 раза больше, чем в прошлом году.
Есть и исключения: магазинов и торговых центров за год построено меньше. Но это можно объяснить перенасыщением рынка коммерческой недвижимости.

Cовсем недавно президент России Дмитрий Медведев выступил с Посланием Федеральному Собранию. Президент обратил внимание на меры поддержки лечебных учреждений, поликлиник, больниц для детей. И в этом направлении у нас уже многое делается.
Мы завершили реконструкцию детской городской больницы им. К.А. Раухфуса. После реконструкции площадь больницы увеличилась в два раза. На базе старейшей в нашем городе детской клиники создан многопрофильный стационар, отвечающий не только самым современным медицинским требованиям, но и всем нормам пожарной, санитарной и экологической безопасности.
В День защиты детей в Петербурге открылся первый российский детский хоспис. Это уникальное для нашей страны учреждение создано в здании бывшего Николаевского сиротского пансиона на территории парка Куракина Дача.
На свое 20-летие получил достойный подарок и переехал в новое здание Хоспис № 1 в Лахте.

Санкт-Петербург – культурная столица России, и для нас культура, без всякого преувеличения, главное конкурентное преимущество. Впервые городом построены новые, отвечающие современным международным стандартам здания сразу для двух театров: театра «Буфф» и Молодежного театра на Фонтанке. Обе новые театральные площадки оснащены новейшим оборудованием, уникальными технологическими новшествами.
Ко дню рождения города после масштабной реставрации открылось здание бывших Крюковых казарм, в котором разместится Центральный военно-морской музей. По своим широчайшим возможностям это будет настоящий национальный центр морской славы. В результате реконструкции площадь экспозиции увеличилась почти в четыре раза. А значит, новый комплекс позволит разместить в четыре раза больше экспонатов, обеспечив безопасные и комфортные климатические условия для их бережного хранения.
Мы построили в этом году немало спортивных объектов. В Колпино открылся новый детский крытый спортивный каток с искусственным льдом, в Красносельском районе – физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном. До конца года на улице Джона Рида мы сдадим бассейн международного класса – уже второй такой в нашем городе.
Развитие детского, юношеского спорта, приобщение к занятию физической культурой петербуржцев всех возрастов – это наши бесспорные приоритеты. Это и здоровье горожан, и основа наших будущих спортивных успехов. За последние годы построено 400 пришкольных стадионов, и только 40 – в этом году. И эту работу, безусловно, надо продолжать. В бюджете следующего года мы заложили средства на пристройку бассейнов к действующим школам – там, где позволяет территория.
Большой радостью для всех петербуржцев стала победа нашего любимого футбольного клуба «Зенит» в чемпионате страны по футболу. Петербуржцам подарили настоящий спортивный праздник. Сегодня «Зенит» ждет подарка от петербургских строителей. Я имею в виду стадион на Крестовском острове. Завершение этого объекта тем более важно, что наша страна завоевала право на проведение Чемпионата мира в 2018 году. И мы претендуем на полуфинал.

Строительство стадиона сегодня идет полным ходом. А все изменения проекта вызваны серьезными и обоснованными причинами – повышением уровня безопасности, комфорта для зрителей, оптимального использования помещений будущего стадиона.
Петербург достойно отметил 65-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы полностью выполнили Указ Президента об обеспечении жильем нуждающихся ветеранов. Было построено почти 10 тыс. квартир для ветеранов. В этом большая заслуга тех компаний, которые выступили генподрядчиками на объектах госзаказа, компаний, принявших участие в аукционах покупки жилья для ветеранов войны.
2010 год – рекордсмен по количеству построенных и реконструированных образовательных учреждений. Мы открыли четыре новые школы, 14 новых детских садов, 19 школ после капитального ремонта, полностью модернизированных и оснащенных новейшим оборудованием – от классов до столовых. По объему бюджетных средств отрасль образования уверенно занимает первое место среди всех отраслей города. И в новом году расходы на образование составят рекордную сумму – 68 млрд рублей. Большая часть этой суммы должна быть освоена в рамках адресной инвестиционной программы.

В новом учебном году принял первых студентов Политехнический колледж городского хозяйства, что на проспекте Авиаконструкторов. До конца года будут введены в эксплуатацию еще восемь объектов образования.
Несмотря на трудности, вызванные кризисом, город продолжает выполнять не только все свои социальные обязательства, но и планы развития города. За последние годы мы обеспечили надежное энергоснабжение города, совершив настоящую энергетическую революцию. В этом году мы продолжили реализацию проектов в рамках соглашений с нашим стратегическим партнером – ФСК «ЕЭС».
Были построены и введены в эксплуатацию подстанции 330/110 кВ «Центральная» и 220 кВ «Проспект Испытателей». Завершается строительство новой подстанции 110 кВ «Кутузовская», и открыта «Синопская».
Продолжаются работы по комплексной реконструкции четырех подстанций 330 кВ: «Колпино», «Западная», «Южная», «Северная» – а также четырех подстанций 220 кВ: «Колпинская», «Чесменская», «Волхов Северная» и «Завод Ильич».
По нашим совместным с энергетиками планам до 2012 года город будет окружен энергетическим кольцом. Это в разы повысит надежность всей энергосистемы нашего города и региона.
Большим шагом в модернизации теплоснабжения города стала реконструкция при поддержке «Газпрома» тепловых систем Петроградского и Курортного районов. В наших первоочередных планах – завершение комплексной реконструкции системы теплоснабжения Петродворцового района. На очереди – Центральный и Адмиралтейский районы.
Среди наиболее значимых мероприятий по строительству и реконструкции источников теплоснабжения – завершение первой очереди реконструкции котельной «Парнас-4», пуск водогрейной котельной Юго-Западной ТЭЦ, ввод в эксплуатацию парогазовых энергоблоков на Первомайской ТЭЦ-14 и на Южной ТЭЦ.
Этот год стал годом динамичного развития всей транспортной инфраструктуры города. В Петербурге зарегистрировано уже более 1,7 млн автомобилей, через город идет огромный поток попутного грузового транспорта. И мы с вами прекрасно понимаем, как нужны городу хорошие современные скоростные дороги, тоннели, путепроводы. Буквально на днях мы сдали 116-километровый сухопутный участок кольцевой автомобильной дороги.

Сбылась мечта петербуржцев: между Горской и Бронкой открыто сквозное движение. Можно сказать, мы победили 25-летний долгострой. Трасса включает 26 транспортных развязок, более 100 мостов, путепроводов, тоннелей, эстакад. Крупнейшим инженерным сооружением стал Большой Обуховский мост через Неву.
Чтобы полностью замкнуть автомобильное кольцо вокруг города, нужно закончить строительство «морской» составляющей КАД – участка трассы, проходящего по комплексу защитных сооружений от наводнений. В сентябре состоялось важное событие – в южной части тоннеля судопропускного сооружения С1 был уложен последний кубометр бетона. Сегодня на КЗС идут пусконаладочные работы, завершается обратная засыпка тоннеля. До конца года в районе станции «Бронка» будет сдана в эксплуатацию развязка КАД с Краснофлотским шоссе, в том числе почти километровый участок Краснофлотского шоссе. Мы планируем полностью закончить дамбу в следующем году.
Мы завершаем строительство другой жизненно важной для города трассы – Западного скоростного диаметра. Сейчас полным ходом идет строительство северного участка третьей очереди ЗСД. Новая современная магистраль станет кратчайшим путем между севером и югом города и значительно улучшит транспортную ситуацию в Петербурге. Полностью завершить строительство третьей очереди ЗСД – от КАД до пересечения с трассой «Скандинавия» в районе Белоострова – планируется в 2012 году.

Мы продолжаем реализацию других важнейших инфраструктурных проектов. Мы строим пассажирский терминал на Васильевском острове. Эта уникальная в нашей стране гавань уже сейчас может принимать океанские лайнеры. Уже построены три здания морских вокзалов (два круизных и один паромный) и пять причалов. В этом году досрочно сданы в эксплуатацию причалы третьей очереди. Ведется строительство четвертого здания морского терминала. В летнюю навигацию пассажирский порт принял 187 круизных судов и 57 паромов.
Ярким примером нашей совместной работы с зарубежными партнерами стало строительство нового терминала аэропорта Пулково. Он отвечает самым современным мировым требованиям и стандартам и призван стать современными воздушными воротами Северной столицы, ключевым авиатранспортным хабом всей Северной Европы. Запуск нового терминала, который будет построен в 2013 году, позволит обслуживать в два раза больше пассажиров.
В этом году внесены изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга, связанные с новыми намывными территориями в районе Сестрорецка. На 376 га новых территорий между Лисьим Носом и Сестрорецком можно будет построить 2 млн кв. м жилья. Уверена, что этот проект вызовет интерес у петербургских строителей. Участие в реализации подобных проектов дает возможность обеспечить работой предприятия на несколько лет вперед.
У нас уже есть успешный опыт строительства целого микрорайона на вновь образованных территориях в западной части Васильевского острова. Здесь планируется построить более 4 млн кв. м недвижимости на площади 476 га. На сегодняшний день у моря отвоевано уже 170 га новой городской территории. Можно еще долго перечислять строительные проекты, их много, и за это спасибо вам, дорогие строители!
В октябре этого года на рассмотрение городского парламента внесен законопроект «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Эта инициатива связана с тем, что существовавшая законодательная база по государственно-частному партнерству касалась только крупных инвестиционных объектов.
В новом документе прописан механизм, который должен ускорить строительство социально значимых объектов спорта, культуры, здравоохранения, транспортной и инженерной инфраструктуры. Он должен повысить интерес инвесторов к проектам хоть и меньшего масштаба, но не менее важным для города. Санкт-Петербург взял на себя создание детских садов и школ в новых микрорайонах, мы приглашаем строителей к сотрудничеству.

Особое внимание сегодня уделяется строительству жилья для военнослужащих. В настоящее время в поселке Осиновая Роща ведется строительство 49 жилых домов для военных. Это крупнейший региональный проект подобного рода в нашем регионе. Военный городок возводится на территории 54 га. Первая очередь – 35 домов – будет сдана в декабре этого года. Остальные – в первом полугодии 2011 года. Жилые дома возводятся «под ключ» по новейшей для панельного домостроения энергоэффективной «бесшовной» технологии.
На территории района «Славянка», на площади более 100 га, реализуется еще один знаковый проект массового строительства. На сегодня сданы в эксплуатацию два первых квартала общей площадью более 300 тыс. кв. м в рамках государственного контракта с Министерством обороны. Идет также возведение жилых домов общей площадью 140 тыс. кв. м в рамках государственного контракта с Санкт-Петербургом. Завершено проектирование школы на 825 учащихся и двух детских садов на 120 мест каждый. Также будут построены два торговых центра. Во дворах уже есть 21 детская площадка, высажено 1,5 тыс. деревьев. Для обеспечения электроэнергией на территории «Славянки» построена и сдана в эксплуатацию электроподстанция.
Реализация этого проекта позволила на практике отработать новую для страны технологию строительства многоквартирных домов – комбинированное технологичное строительство. Был отработан и весь цикл массового конвейерного производства строительных конструкций, наработан опыт по инфраструктурному и транспортному развитию. «Славянка» может служить примером удачного создания комфортной среды для проживания. Этот экспериментальный проект доказал свою эффективность и имеет все основания для тиражирования в других регионах.
Было бы несправедливо утверждать, что «Славянка» – единственный пример комплексного развития территории в нашем городе. Мы сделали серьезный прорыв в переходе к квартальной застройке. Для покупателя жилья уже не является новостью, что параллельно с возведением жилых домов запланировано строительство социальных объектов и другой инфраструктуры. Однако надо признать, что комфортная среда должна не только быть конкурентным преимуществом проекта и провоцировать покупательский спрос, но и иметь в своей основе тщательные расчеты, опирающиеся на реальные объемы заселения. Комфортная среда в новых кварталах должна быть направлена на удовлетворение потребностей будущих жильцов в парковках, зонах отдыха, социальных объектах. Новые районы должны продумываться вплоть до ширины внутриквартальных дорог. Именно к этому мы должны стремиться.
Проект «Славянка» стал примером не только использования современных технологий, высокого качества строительства и архитектуры, при возведении этого района широко использовались новшества в сфере энергосбережения.
В планах города – внедрять энергосберегающие технологии для объектов бюджетного строительства. Уже с начала текущего года в техническое задание на проектирование введен раздел «Энергоэффективность».
Важно применять этот опыт и на инвестиционных объектах. По предварительным расчетам комитета по строительству, применение энергосберегающих технологий позволит только на присоединении снизить расходы до 30%. Стоимость строительно-монтажных работ может увеличиться до 5-10%, однако при его эксплуатации затраты окупятся в течение 5-10 лет.
Уверена, что долгожданной новостью для петербургских строителей станет решение города перейти в следующем году на использование RAB в целях снижения нагрузки на застройщиков и уменьшения платы за присоединение. Для потребителей услуг по присоединению к электрическим сетям переход на RAB позволит снизить плату за присоединение до 50% для потребителей третьей категории надежности и до 10% – для потребителей второй категории, а для первой категории это будут индивидуальные проекты.


В рамках сегодняшнего совещания мы приняли целый ряд серьезных решений о том, чтобы «Ленэнерго» кардинальным образом изменило работу с клиентами. Будет создан новый клиентский центр, а вся работа по присоединению будет переведена на бесконтактную форму. Серьезно будут сокращены сроки выдачи разрешений на присоединение. Сегодня это занимает более двух месяцев. Это жесткое требование к «Ленэнерго» – к 1 сентября оно должно полностью перейти на новую систему работы с клиентами. С этого года мы не будем принимать дома, которые не обеспечены постоянным электроснабжением.
Мы нахлебались этого с 90-х годов, получили в наследство почти 600 домов, которые были подключены по временной схеме. Частично это недоработки застройщиков, а частично это вина «Ленэнерго». Компания провела полную инвентаризацию невыполненных обязательств по присоединению. Сегодня у нас есть полная картина, и «Ленэнерго» завершает реализацию своих обязательств. Из 110 домов, которые были не подключены по постоянной схеме по вине «Ленэнерго», осталось только пять проблемных. По линии застройщиков таких домов более 200. Поэтому я прошу и комитет по строительству, и наши саморегулируемые организации занимать более жесткую позицию и призываю к ответственности компании-застройщики: вы обязаны довыполнить свои обязательства и обеспечить подключение домов по полной схеме. В этом году ни один дом не будет принят без полноценной схемы электроснабжения. Прошу это иметь в виду и на будущее.
Санкт-Петербург имеет типичную для всех мегаполисов проблему нехватки парковочных мест. Когда начался бум жилищного строительства, при планировке кварталов не предусматривалось достаточное количество парковочных мест. По состоянию на 1 января 2010 года в Петербурге насчитывалось всего 473 тыс. мест организованного хранения автомобилей.
Сегодня владельцы зачастую оставляют свои машины на улицах, во дворах, на детских площадках и газонах. Это мешает нормальному дорожному движению, ухудшает экологическую ситуацию в городе. КГА дано поручение не принимать проекты, где не предусмотрено достаточное количество парковочных мест.


В ноябре этого года городским правительством одобрена Концепция создания сети многоэтажных гаражей. В ближайшие 5-7 лет планируется построить как минимум 500 тыс. машиномест. Сейчас ведется работа по подбору участков под многоэтажные паркинги, разрабатываются условия конкурса, готовится документация для проведения торгов.
Сегодня мы все чаще сталкиваемся с невысоким уровнем проектирования. Эта проблема касается как государственных, так и частных заказчиков. Например, основными участниками аукционов на проектирование социальных объектов являются предприятия, не обладающие достаточными производственными мощностями и кадровым составом. Средняя численность персонала в таких компаниях порой составляет от 3 до 10 человек. Победа в конкурсе при этом достигается за счет существенного демпинга как по цене, так и по срокам. Такая практика приводит к некачественному выполнению работ, срыву сроков проектирования, которые могут затягиваться на 2-2,5 года, а порой даже превышать сроки строительства объектов. В результате заказчик вынужден прибегать к штрафам и к расторжению контрактов. Только в этом году по адресной инвестиционной программе проектно-изыскательских работ, выполняемых по заказу комитета по строительству, расторгнуто 17 контрактов.
Решение проблемы мы видим в создании регионального банка типовых проектов социальных объектов. Наличие этого банка позволит, во-первых, мобильно формировать квартальную инфраструктуру в увязке с графиком заселения. А во-вторых – оптимизировать градостроительную деятельность, так как, исходя из технико-экономических показателей объекта, упрощается и нормируется подбор земельного участка и обеспечение объекта инженерными ресурсами.


Радует тот факт, что город не одинок в желании оперативно принять эффективные меры. Профильным комитетам помогают и сами строители. Так, компания «Баррикада» взялась за разработку типовых проектов детских садов и школ.
Для строительной отрасли по-прежнему актуальной остается проблема качества выполняемых работ. В мой адрес постоянно поступают обращения от жителей нашего города с жалобами на некачественно выполненные работы в новых объектах. Факты, о которых рассказывают горожане, касаются трещин на фасадах новых домов, некачественной отделки внутри зданий. В исключении и искоренении таких фактов на рынке недвижимости играет большую роль система саморегулирования.
В этом году были завершены все организационные вопросы перехода строительной отрасли от лицензирования к системе саморегулирования. Можно констатировать, что новая система перешла на рабочий режим. Именно поэтому созданные саморегулируемые организации должны больше внимания уделять насущным вопросам – обеспечивать повышение профессионального уровня строительной отрасли.
Тема качества строительства, как правило, возникает и при обсуждении вопроса о привлечении трудовых мигрантов на стройки. Не секрет, что именно к их квалификации возникает много вопросов. Никто не будет отрицать, что экономика города не сможет развиваться без привлечения гастарбайтеров. Строительная отрасль – одна из основных, которой необходимо привлечение трудовых ресурсов из стран ближнего зарубежья. Но их работа в городе должна осуществляться в строгом соответствии с законодательством. Мы поставили перед собой задачу добиться того, чтобы в городе работали только официально зарегистрированные мигранты. Я жестко требую с Федеральной миграционной службы, правоохранительных органов проводить постоянные проверки в организациях, где могут работать трудовые мигранты, местах их проживания и депортировать тех, кто нарушает законодательство.
От строителей мы ждем повышения ответственности за тех рабочих, которые трудятся на их объектах. Все трудовые мигранты должны пройти установленную процедуру регистрации. Работодатель должен обеспечить им нормальные условия проживания, контролировать общественный порядок в трудовых бригадах. Мной будет дано поручение наладить взаимодействие с Федеральной миграционной службой и совместными усилиями навести порядок в этом вопросе.


Мы также будем продолжать снижать официальные квоты. Думаю, что сейчас у многих строителей возникает вопрос – а как работать? В строители образованные петербуржцы не идут. Выход один – воспитывать самим профессиональные кадры. В непростое постперестроечное время, когда значительно снизились объемы строительства, резко упал престиж и востребованность профессии строителя. В результате образовался недостаток образованных специалистов строительного дела. В последние годы в этом вопросе появились положительные изменения. Выпускников специализированных колледжей и техникумов стало больше, вчерашние студенты даже претендуют на конкурентоспособную зарплату. Но окончательного решения проблемы нет. Пора переходить от обсуждения проблемы к действиям. Мы готовы обеспечивать выполнение заказов руководителей предприятий на подготовку инженерно-технических рабочих. Уверена, что строительное сообщество совместно с педагогическим составом сможет разработать и представить программу конкретных и эффективных мер. Городское правительство окажет содействие в реализации этой программы. Ждем ваших предложений.
Как препятствие в своей работе строители рассматривают деятельность градозащитников. Результатом этого противостояния становятся затяжные конфликты, потеря времени и инвестиций. Я не раз в разговорах с вами обращала внимание, что нужно прислушиваться к аргументам горожан. Не надо бояться общения с организациями, занимающимися градоохранительной деятельностью. Те градозащитники, которые выстраивают свою позицию на ясных аргументах, неоспоримых фактах, глубоком знании истории города, должны быть услышаны вами. Найти в этом взаимодействии конструктивное зерно возможно, я лично и городское правительство доказали это на своем примере.
В этом году конфликты возникали и с дольщиками. Ради справедливости хочу отметить, что количество проблемных объектов сокращено. В городе увеличилось число строительных компаний, работающих в рамках 214-го Федерального Закона. Но наша задача – добиться того, чтобы все петербургские застройщики исполняли нормы 214-го Федерального Закона. Я даю поручение комитету по строительству активно продолжать контроль за работой строительных компаний и обеспечивать защиту прав и интересов участников долевого строительства.
Однако, как показала практика, не во всех случаях накопившуюся проблему обманутых дольщиков можно решить в рамках рабочей группы по вопросам защиты дольщиков и комиссии по вопросам социальной поддержки пострадавших граждан – участников долевого строительства. В связи с этим год назад при Союзе строительных объединений и организаций был создан Фонд по вопросам оказания помощи пострадавшим дольщикам. Пополнение расчетного счета фонда осуществляется за счет финансовых средств, поступающих от организаций строительного комплекса. Задача фонда – аккумулировать финансовую помощь строителей, провести работу по поиску и выкупу квартир для обманутых дольщиков. Сегодня в список фонда включены 24 обманутых дольщика. Решить их проблемы фонд должен окончательно в I квартале следующего года.


Это наша с вами ответственность – защитить дольщиков и тем самым повысить авторитет строительной отрасли.
В своем послании перед Федеральным Собранием президент России Дмитрий Медведев указал на необходимость соблюдения принципа одного окна при оказании государственных и муниципальных услуг. Уверена, что этому правилу должна быть подчинена и работа внутри строительного комплекса. Необходима не только регламентация и упрощение процедур рассмотрения и согласования документации, но и модернизация этого процесса на всех этапах. Тем более это актуально и легко применимо в век информационных технологий.
Мне известно об объективных трудностях, возникших при переезде Управления Росреестра. Необходимые поручения об улучшении работы мной уже даны.
Мне также известны критические замечания строителей по поводу работы комитета по градостроительству и архитектуре, в большей степени недовольство вызывают длительные сроки подготовки градостроительной документации, необходимой для начала строительства. Эта критика обоснована. Я поручаю председателю комитета по градостроительству и архитектуре Юлии Евгеньевне Киселевой увеличить мощности подведомственного Научно-исследовательского и проектного центра Генплана и добиться значительного наращивания оборота и объемов в разработке градостроительной документации. Также руководителю КГА необходимо навести порядок в регламентах по выдаче документации. Строительное сообщество я прошу представить в мой адрес свои отзывы о работе комитета до 1 февраля 2011 года.
Работа по снижению административных барьеров ведется постоянно. Совершенствуются нормативные документы, разрабатываются и продвигаются предложения по изменению федерального законодательства. И в основном они связаны с градостроительной сферой. Необходимые поручения профильным комитетам даны. Но работа по снижению административных барьеров не будет эффективной без обратной связи. Поэтому предлагаю строителям проанализировать существующую нормативную базу и дать свои предложения в мой адрес также до 1 февраля.

Комитету по строительству ставлю задачу активизировать работу по подготовке земельных участков для проведения аукционов. Земельный банк для торгов должен включать различные территории как по функциональному назначению, так и по объему возводимых улучшений. Важно обеспечивать предложением все уровни бизнеса – крупный, средний, мелкий, – готовить для проведения торгов как можно больше земельных участков под строительство, в том числе не более 10 тыс. кв. м. И все эти разговоры о нехватке мощностей по разработке и подготовке документации на торги уже оставьте в прошлом. Наращивайте и создавайте мощности. Но с другой стороны, я снова обращаюсь к строительному комплексу: пожалуйста, включайтесь в конкурсы и аукционы, которые мы проводим по подготовке градостроительной документации. Вы в большей степени заинтересованы в том, чтобы как можно больше земельных участков выставлялось на торги. Пожалуйста, помогайте в этой работе нашему строительному блоку. В деловой оборот необходимо больше вовлекать частные территории, неэффективно используемые их собственниками. Давайте посмотрим, сколько синих заборов стоит в городе по 5-6 лет: купили участки, то ли на случай – пусть будет, то ли нет финансовых возможностей для реализации проекта. Мы не можем больше держать город в синих заборах.
Я дала поручение ГАТИ и Роману Евгеньевичу Филимонову навести порядок в этом вопросе. Разрешение на установку заборов будет даваться сегодня, при условии, что компания завтра выйдет на строительство, и ни в каких других случаях. Мы будем принимать меры и понуждать собственников либо строить, либо продавать незастроенные территории, в любом случае нужно снимать заборы и убирать территорию.
И комитет по строительству должен проводить постоянный мониторинг и находить пути вовлечения таких земельных участков в оборот, тем более при нехватке участков для строительства.
Уважаемые коллеги, мне так много хочется вам сказать, что я уже израсходовала весь лимит времени. Я еще раз хочу сказать слова огромной благодарности за то, что выстояли в кризис, вы выжили, развиваетесь и продолжаете строить жилье, так необходимое Петербургу. Вы всегда отличались упорством – строительный комплекс Петербурга при всех проблемах и недостатках, о которых я говорила, это самый лучший строительный комплекс в Российской Федерации. Вы – профессионалы и мастера, именно эти качества помогают вам решать любые задачи и добиваться высоких результатов. Я готова выслушать все ваши критические замечания и предложения. Я желаю вам успехов и плодотворной работы на благо нашего великого города. Спасибо!



dsc_9017.jpg Вадим Тюльпанов, председатель Законодательного Cобрания Санкт-Петербурга, отметил ключевые моменты работы, связанные с «развязыванием сложнейших узлов строительного законодательства». Так, в июне 2010 года были внесены долгожданные изменения в закон Петербурга о зеленых насаждениях. «В результате инвентаризации были определены границы занятых и не занятых такими насаждениями территорий. Многим хорошо известна ситуация, когда предоставленные для строительства земельные участки оказались включенными в перечень территорий зеленых насаждений, что существенным образом препятствовало принятым городом решениям об освоении», – пояснил г-н Тюльпанов. Были внесены изменения и в закон Петербурга о порядке проведения публичных слушаний по вопросам градостроительства. «Мы установили процедуру, которой до этого не было: речь идет и о той комплектации, которая необходима для предоставления разрешения на отклонения от предельных параметров строительства», – уточнил председатель Законодательного Собрания. Также он остановился на изменениях в законе города о порядке предоставления объектов недвижимости, которые находятся в собственности Петербурга. Согласно нововведениям, выполнение инвестиционных условий связано теперь с возникающим у инвестора правом собственности на объекты, а не только с возможностью аренды. В завершение г-н Тюльпанов рассказал об изменениях в законе Петербурга о государственно-частном партнерстве. Теперь он распространяется еще и на социально значимые проекты в рамках районов.


Сергей Петров, депутат Госдумы РФ, член Комитета ГД РФ по строительству и земельным отношениям
В своем выступлении я остановлюсь на тех законодательных инициативах, по которым возникает больше всего вопросов. Прежде всего речь идет якобы об отмене 214-ФЗ. Сразу хочу сказать, что это заявление не имеет под собой никакого основания. Данная тема была поднята на комиссии по работе с обманутыми дольщиками, мы пытались предотвратить распространение не соответствующей действительности информации, но в силу определенной публичности она все-таки достигла информационного поля. Еще раз хочу сказать, что вопрос об отмене 214-ФЗ даже не рассматривается. Никакие законопроекты и инициативы по нему не принимаются. Я согласен с губернатором Валентиной Матвиенко, что, если такие вопросы возникают, надо делать более понятными и жесткими механизмы их регулирования. Они не должны поступать в Госдуму.
Отдельно хочется остановиться на проекте, который прошел первое чтение, – это закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Я говорю об изъятии неиспользуемых угодий. По данной теме было озвучено две позиции: Минэкономразвития и Минсельхоза, а также тех, кто склонялся на сторону строителей. Первые предлагали изменить сроки, в течение которых земли будут признаны неиспользуемыми или используемыми ненадлежащим образом, с трех лет до двух, определить критерии изъятия, а также назначить федеральный уполномоченный орган, который будет иметь право устанавливать критерии эффективного или неэффективного использования земли. Второй была позиция строительного сообщества, которое предлагало увеличить сроки от трех до пяти лет, уполномоченным органом сделать Правительство РФ, а не отдельный федеральный орган, будь то Минэкономразвития, Минсельхоз или Минэкологии. В результате жарких дебатов рассмотрение в следующем чтении перенесено на 21 декабря. Но, скорее всего, позиция будет такова, что данные земли, которые рассматриваются в рамках действия этого закона, будут изыматься, но только по 101-ФЗ. То есть речь идет о сельскохозяйственных землях, которые ушли под строительство.
Хочется рассказать и о законопроекте, внесенном в Госдуму, но еще не прошедшем процедуру чтения. Это поправки в Градостроительный кодекс и в отдельные законодательные акты РФ, которые касаются появления двух новых механизмов предоставления земельных участков под строительство жилья. В результате взаимодействия между застройщиком и органом муниципального самоуправления рассматриваются два договора: «О развитии застроенной территории…» либо «О комплексном освоении земли…». В этом случае победителем аукциона будет признана не та компания, которая предложила наибольшую цену квадратного метра земли, а та, которая будет реализовывать квартиры за наименьшую стоимость «квадрата». Сразу хочу сказать, что здесь возникло много вопросов из-за недопонимания. Здесь мы решаем концептуальные задачи о предоставлении земель компаниям, которые обеспечат жильем отдельные категории граждан, например ветеранов, военнослужащих. Этот закон специально ориентирован на них. Земельные участки для строительства жилья экономкласса будут предоставляться лицу, с которым заключен последующий договор без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов.
Также хочется отметить то, что в целях снижения конечной стоимости квадратного метра есть ряд вопросов, связанных с социальной, инженерной, транспортной инфраструктурами. Обеспечение этих участков может осуществляться как застройщиком, так и органом местного самоуправления. Этим законопроектом предусматривается запрет на безвозмездную передачу муниципалитету объектов инфраструктуры, построенных застройщиком, что снижает затраты застройщиков и, как следствие, влияет на окончательную стоимость жилья. При этом стартовая стоимость квадратного метра определяется ценой, установленной Минрегионразвития для данной территории.
Отдельно остановлюсь на 94-ФЗ. Президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Cобранию уделил особое внимание данной проблематике. Были проведены парламентские слушания, поступило много предложений. ФАС и Минэкономразвития ратуют за полный переход на электронные аукционы. Сразу хочу сказать, что по статистике конкурсы позволяют снизить первоначальную цену на 5,4%, аукционы – на 3,9% . Но, я считаю, надо оценивать не это. По исходным данным, сокращение расходов бюджетных средств за первое полугодие 2010 года за счет проведения торгов с запросом котировок на федеральном и региональном уровнях составило 86,4 млрд рублей, это на 18,8 млрд больше, чем за аналогичный период 2009 года. Да, сэкономили деньги, но мы не считаем потерянными средства на достижение конечного результата. Поправкой в 94-ФЗ надо считать не только сэкономленные деньги от стартовой ставки, но и те моменты, которые не учитываются при подсчете итогов. Вы знаете, что в Кемеровской области за 1 рубль был выигран многомиллионный контракт.
Поэтому поступили предложения по определению демпинга: это снижение цены на 15% от стартовой. В этом случае компания будет обязана представить исчерпывающие доказательства, за счет чего она готова экономить. Вносились инициативы по введению понятия предквалификации. Много о чем говорили, но остановились на решении создать рабочую группу, которую возглавляет депутат Мартин Шаккум, руководитель Комитета ГД РФ по строительству и земельным отношениям, – она должна будет подготовить согласованные предложения по внесению поправок в 94-ФЗ.
Отдельно хочется остановиться на саморегулировании: институт состоялся, но последние выступления по этой теме заставляют задуматься – действительно ли это так. Есть у нас ряд компаний, что греха таить, которые допускают действия, порочащие весь этот институт как таковой. Впервые бизнес-сообщество получило возможность само в рамках базовых проектов устанавливать правила моральной этики строителя, и из-за таких компаний мы можем этого права лишиться.


Александр Вахмистров, председатель Общественного совета по вопросам координации деятельности СРО в Санкт-Петербурге в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга, первый вице-президент Национального объединения СРО в строительстве, генеральный директор, председатель правления ОАО «Группа ЛСР»

img_1320.jpg Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги, разрешите от Совета Национального объединения строительных СРО приветствовать вас на Съезде строителей. Сегодня Национальное объединение объединяет порядка 230 организаций, в них состоит более 90 тыс. компаний. В состав Совета входят четыре представителя от Санкт-Петербурга: депутаты Государственной Думы РФ Виталий Южилин – член Комитета ГД по бюджету и налогам – и Сергей Петров – член Комитета ГД по строительству и земельным отношениям, а также Максим Шубарев – президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» и я.
Смею полагать, что такая команда специалистов, представляющая регион в совете Нацобъединения, способна решать задачи на самом высоком уровне.
Хотелось бы назвать несколько злободневных вопросов, касающихся ближайших изменений в объединении. Дело в том, что сегодня мы совершенствуем структуру координации СРО. На ближайшем заседании Совета на повестке дня будет находиться вопрос формирования во всех федеральных округах координационных и общественных советов по подобию того, что создан в Санкт-Петербурге. Такие советы появятся и в регионах, и в Москве и Московской области.
Для того чтобы данные общественные организации были созданы, мы будем вносить изменения в федеральное законодательство, которое в настоящее время предусматривает двухуровневую структуру системы саморегулирования.
Одним из ключевых направлений деятельности Национального объединения строительных СРО является совершенствование нормативной базы в строительной отрасли. Это большая работа, десятилетиями не решавшийся вопрос. Моя позиция на этот счет известна: считаю, что гармонизация, преобразование отечественных СНиПов и иных нормативных требований, постепенный переход к еврокодам – большая потеря времени. По моему глубокому убеждению, в этом направлении нужны простые и понятные шаги: по ряду направлений деятельности смело внедрять европейские стандарты в проектировании и строительстве. Очень важно, чтобы эффективные с экономической и технической точки зрения проекты реализовывались на нашей территории. Новые, законодательно утвержденные стандарты откроют широкие возможности по применению современных технологий и материалов.
Недавно я столкнулся с проблемой привязки самой современной клиники, построенной в Германии, – ее аналог мог быть построен в нашей стране и она могла бы стать лучшей в своем профиле деятельности. Однако эксперты федерального заказчика посмотрели проект и пришли к выводу, что он не соответствует российским строительным нормам и правилам. Такой подход недопустим. Нам нужно смело «выходить» на современную систему проектирования зданий и сооружений, которая привнесет в строительную индустрию эффективные современные технологии.
Мне также хотелось затронуть еще один очень важный вопрос и поговорить о федеральном законе, который мы критикуем уже лет 5, – о 94-ФЗ. И губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко выразила свое отношение к данному документу, недавно президент РФ Дмитрий Медведев дал ему соответствующую оценку…
На мой взгляд, нельзя допустить косметических изменений этого закона – это не приведет ни к чему хорошему. На сегодняшний день у государственного заказчика нет аргументов отказать фирме-«однодневке», которая, демпингуя в ходе конкурса, завоевывает право быть поставщиком услуг. За минимальную стоимость обещает по контракту построить энергосберегающее здание и применить самые современные технологии, а потом не справляется со взятыми на себя обязательствами.
Пользуясь возможностью, как председатель Общественного совета по вопросам координации деятельности СРО хочу обратиться к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко и попросить ее рассмотреть вопрос по совершенствованию 94-го Федерального Закона и выйти на федеральный уровень с законодательной инициативой от нашего региона. Это будет важным шагом и большим подспорьем для развития строительной отрасли.


Кирилл Иванов, директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга

Существующая система госзаказа наглядно доказала всем, кроме ФАС, свою несостоятельность. В основе данной системы лежит идеология двойных стандартов: когда проводится конкурс на замещение государственных должностей, квалификационные требования обязательны, а при проведении конкурса на строительство сетей, дорог, мостов, больниц, школ – строй кто хочешь, лишь бы сейчас и здесь было дешевле. Страдает в первую очередь добросовестный строительный бизнес. А это тянет за собой отсутствие поддержки профильного образования, а также необходимости для бизнеса в инновационном и научно-техническом развитии. Без четкого понимания объема заказов у компании отсутствуют мотивы для развития.
Рынок всегда находит противоядие от любой новации чиновников. С точки зрения ФАС, электронные торги абсолютно антикоррупционны. Смею всех уверить, противоядие есть. Строителям уже поступают предложения по оказанию содействия в любых электронных торгах. Мы же ратуем за конкуренцию среди равных. Крупный бизнес не должен конкурировать с малым. Ему необходима конкуренция с равными, либо более сильными участниками рынка. Именно это двигатель развития, внедрения инноваций, технологий, нормативов и стандартов. Предквалификация необходима. И СРО сегодня, к сожалению, не в состоянии ее заменить. Так как допуски на те виды работ, которые «конторка» никогда не получит, например, в отраслевой СРО, она без особых трудностей обретет в так называемой «коммерческой». Тот опыт, который город получил при реконструкции набережной Обводного канала, отчетливо указывает на необходимость введения антидемпинговых критериев в конкурсных процедурах.
Что касается ценообразования, то мы находимся в ситуации, когда некогда надежная система государственного планирования в строительстве и управление ценообразованием более не подлежат какому-либо «подновлению», «подправлению» или иной корректировке. Необходим кардинально новый, рыночный подход. Чиновник не может диктовать рынку, что сколько должно стоить. Особенно если его мнение никак не отражает действительность, а в отдельных случаях имеет яркую коррупционную заинтересованность. Никому не приходит в голову в ресторане задать вопрос: «А согласовано ли ваше меню с Минсельхозом?» Поэтому не должно быть цены заказчика, а должна быть только цена подрядчика. Заказчик должен сформулировать тот конечный результат, которого он ожидает, а подрядчик – сделать предложение, исходя из своих интеллектуальных, технологических, ресурсных, финансовых, научных и прочих возможностей. И именно тогда определится цена. И именно тогда заказчик (общество, власть, граждане) смогут дать себе четкий ответ: нужно ли нам это и по средствам ли нам это.
Конечно, заказчик должен иметь представление о возможной стоимости и объеме затрат. Но конечную цену называет рынок. Тогда и все инфляционные процессы, непредвиденные затраты и прочее становятся полноценными бизнес-рисками, которые также необходимо грамотно рассчитать. И тогда действительно можно говорить о твердой цене контракта, не подлежащей ни увеличению, ни снижению.
Сегодня же мы сталкиваемся с двойными стандартами. Там, где государству выгодно, чиновники применяют одни показатели, а где невыгодно – другие. При этом полностью отсутствует реальное понимание производственных процессов. Для того чтобы в октябре смонтировать металлоконструкции на Коломяжском путепроводе, необходимо их заказать и сделать предоплату в марте и по цене этого месяца. А работу заказчик принимает в октябре и платит по осенней цене. Только по этому объекту потери подрядчика составили 178 млн рублей. Это отнюдь не экономия. Приемку работ необходимо производить по проценту выполненных объемов, а не по количеству забитых временных шпунтов или гвоздей. На мой взгляд, приемка работ – это самая коррупционная составляющая строительства. Чиновник с окладом в 18 тыс рублей принимает документацию на миллионы рублей. Необходимо серьезно пересмотреть систему мотивации чиновников, предусматривающую премирование за ввод, досрочное исполнение и другое.
Затраты подрядчика на сдачу-приемку работ сегодня составляют 3-6% от суммы контракта. Мы получили эту сумму, исходя из затрат на персонал, который изготавливает «кубические килограммы» документации, перемещение из офиса в офис с целью исправления бесконечных придирок, «скобочек» и «запятых», транспортные расходы, зарплату и т. д. При этом остались неучтенными затраты самого заказчика на штат, фонд оплаты труда, помещения и прочие накладные расходы учреждений. В мире сегодня более широко применяем инструментальный контроль. Так, в Европе нет необходимости платить за надзор при выполнении, например, асфальтирования. Подрядчик сдает результаты лазерной диагностики.

Также необходимо пересмотреть идеологию проектирования. Во главе угла должна стоять конечная стоимость реализации самого проекта строительства, а не цена проектирования как такового. Мы недавно начали определенный анализ проектных торгов за последние 2-3 года, посмотрев их эффективность с точки зрения соотношения уровня снижения цены на аукционах, реализации проектов и стоимости затрат при перепроектировании. Даже первичные выводы заставляют серьезно задуматься.
По поводу обязательной главгосэкспертизы. Такого ноу-хау нет нигде в мире. Экспертиза в том виде, каком она есть, – главный тормоз инновационного развития отрасли. Цели, которые ставятся этой процедурой, – снять 10% от предложенной стоимости проекта. Все, чего нет в существующей с 60-х годов прошлого столетия нормативной базе, все, чего не знает эксперт, – не принимается. В руках таких «экспертов» сложнейшее инженерное вантовое сооружение способно превратиться в наплавной понтонный мост. На последней странице экспертного заключения, аккуратно над подписями экспертов, стоит абзац со ссылкой на действующее законодательство, по которому экспертиза за проект не несет никакой ответственности. К чему такая экспертиза? И это рождает форму безответственности.
Заказчик, имея на руках экспертизу, ответственность за те решения, которые имеются в проекте, с себя снимает. Люди, сидящие в конкурсной комиссии, никакой ответственности за свои решения не несут. Вся тяжесть ответственности падает на самого подрядчика и СРО, которая к озвученным решениям никакого отношения не имеет. Институт представительства СРО в работе конкурсных комиссий и экспертных групп мог бы сделать их работу более ответственной и прозрачной. Необходимо кардинально изменить роль, значение и уровень ответственности заказчика. Он должен самостоятельно определять – какую экспертизу он считает необходимой, кому ее поручить, а где он, опираясь на компетенцию проектировщика, сможет сэкономить. Сегодня проект, прошедший экспертизу, – догма, которая лишает возможности применения более современных и инновационных технологических решений, материалов, а стало быть, не может предлагать решения, помогающие реально экономить на строительстве.
Одним из решений могли бы стать комплексные торги, которые объединили бы стадии изыскания, проектирования, строительства, а где-то и эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры. Это дало бы возможность отрасли более эффективно использовать научный и технологический потенциал, дало необходимый толчок в развитии отраслевой науки, формировании кадрового потенциала, поиска новых более экономичных материалов и решений. Это позволило бы оптимизировать затраты, связанные со строительством транспортной инфраструктуры нашего города не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе.
Перечисленные выше факторы говорят о том, что нужно кардинально менять законодательство в области госзаказа. Прошу правительство города обратить внимание на высказанные аспекты в своей работе с Государственной Думой, Советом Федерации и иными органами исполнительной власти РФ.

Комментарий: Валентина Матвиенко, губернатор Петербурга:
– Я согласна с большинством из тех предложений, которые высказал Кирилл Иванов. В частности, мы продолжаем настаивать на изменении 94-ФЗ и введении предквалификационного отбора. Однако я не могу согласиться с таким высказыванием, что «не может чиновник диктовать рынку, что сколько должно стоить». Чиновника сегодня не ругает только ленивый. Но чиновники не диктуют рынку свои правила, так как обязаны работать в рамках законодательства. Например, городу нужен мост. По законодательству мы должны заказать проект, сделать проектно-сметную документацию – только это является основой для объявления торгов. Без разработки проектно-сметной документации ни рынок, ни чиновник назвать стоимость проекта не смогут. Другое дело, что эту процедуру нужно совершенствовать. Я согласна, что мы живем со СНиПами и нормативами 1917 года. Однако появились новые материалы, технологии, подходы, а мы все пятимся назад. Я считаю, что все федеральное законодательство в сфере градостроительства должно быть кардинально пересмотрено.



Эдуард Тиктинский, председатель совета директоров Холдинга RBI

На сегодняшний день можно с удовлетворением констатировать, что кризис на рынке жилой недвижимости завершился. За уходящий 2010 год выведено в продажу и продано примерно одинаковое количество квартир площадью 1,1 млн кв. м. Тем не менее необходимо заметить, что одним из последствий кризиса является неравномерное распределение предложения жилья как по этапам строительства, так и по районам города, что в итоге приводит к тому, что горожане не всегда могут найти квартиру, соответствующую их ожиданиям. В этой ситуации приоритетной задачей является увеличение объемов и темпов работ в строительном секторе. А это в первую очередь – запуск новых объектов в максимально короткие сроки.
Вопрос сокращения сроков согласований, ускорения выхода на стройплощадку уже не раз обсуждался на декабрьских встречах строителей. Отрадно заметить, что это общение имело продуктивный результат в виде решений различного масштаба. В частности, значительно повысилась оперативность работы государственной вневедомственной экспертизы: проекты рассматриваются быстрее, замечания снимаются в оперативном порядке, появилась возможность подать заявление, обратиться с вопросом или записаться на прием к специалисту в онлайн-режиме. В этом же направлении движется и КГА, также внедряющий у себя систему записи к специалистам Управления застройки города по Интернету.
После принятия в Петербурге новых градостроительных правил вопросы сокращения имевшихся и вновь появившихся административных барьеров приобрели новое звучание. Федеральный законодатель задал такие рамки согласования градостроительной и проектной документации, что даже при одновременном выполнении градостроительных и проектных согласований, что предполагает определенные риски со стороны застройщика, сроки выхода на площадку с момента приобретения земельного участка в любом случае превышают 2 года. На наш взгляд, и с учетом выполнения действующего законодательства есть потенциал для сокращения сроков.
Мы в рамках рабочей группы провели анализ таких возможностей и подготовили предложения, позволяющие сократить сроки согласований на 8-12 месяцев в зависимости от сложности проекта. Вот несколько примеров этих предложений.
1. КГА предлагается согласовывать ОПР в составе проектной документации и выдавать генплан без завершения разработки и утверждения документации по планировке на основе согласованного эскиза ППТ.
2. Роспотребнадзору предлагается не требовать от инвесторов предоставления всей проектной документации. Получается, что для выдачи заключения о соответствии земельного участка санитарно-эпидемиологическим требованиям вполне достаточно запроса инвестора на начальной стадии проектирования. Роспотребнадзор должен лишь подтвердить, что согласно территориальной зоне на участке можно строить объект того или иного назначения и что отсутствуют санзоны, препятствующие строительству. Сейчас инвестор проходит проверку проектной документации дважды: в Управлении Роспотребнадзора, а впоследствии – в Службе экспертизы.
3. УСПХ предлагается отказаться от практики двукратного согласования проектной документации – до прохождения экспертизы проекта и после него. Получается, что УСПХ сомневается в том, что застройщик, пройдя путь длиною более чем в год, истратив значительную сумму на разработку проектной и градостроительной документации, собирается довести проект до строительства!
В каждом из трех предложений экономия составит по 3 месяца. Реализация только этих предложений, не требующих изменения законодательства, обеспечит общее ускорение согласований на 6 месяцев!
Не способствуют сокращению сроков строительства, а, напротив, ведут к появлению новых административных барьеров последние нововведения федеральных органов исполнительной власти. В 2010 году вступили в силу два постановления Правительства РФ, которые привели к тому, что в дополнение к существовавшим согласованиям градостроительной или проектной документации появляются новые. В первом случае появляется необходимость согласования всей градостроительной документации в Министерстве культуры; во втором – необходимость согласования строительства и реконструкции фактически любых зданий со старшим авиационным начальником (ранее это были только высотные здания высотой более 50 м).
Кроме снятия административных барьеров, очень важно, чтобы не прекращалась работа по взаимодействию с монополистами, от условий работы которых напрямую зависит стоимость строительства и комфорт наших горожан. Например, город, как ключевой акционер «Ленэнерго», мог бы настоять на включении в типовые договоры присоединения «Ленэнерго» пеней за их несвоевременное исполнение. Сегодня, в отсутствие таких санкций, из-за просрочек исполнения обязательств «Ленэнерго» дольщики возведенных домов испытывают перебои с электроснабжением, поскольку подключены по временной схеме, и оплачивают расходы по повышенным тарифам. В сложившихся условиях особенно важно, что временные схемы вообще применяться не будут. Мы и так несем ответственность перед дольщиками по 214-ФЗ. Теперь бы хотелось, чтобы официально ответственность несли и монополисты.
Все предложения по сокращению сроков согласований доведены до вице-губернатора Романа Евгеньевича Филимонова, и уже начата активная работа по их обсуждению и внедрению. Важно то, что эта работа ведется в режиме диалога, а не в одностороннем порядке. В настоящий момент уточняются сделанные предложения и принимаются решения по их практической реализации. Как активные участники рабочей группы, мы рассчитываем на то, что эти предложения будут воплощены в жизнь, что позитивно скажется на развитии всего строительного комплекса Петербурга. Так что, получается, мы предварили Вашу инициативу, Валентина Ивановна, и подготовили свои замечания еще до 1 февраля следующего года.
Также нам кажется важным и полезным сделать эту работу максимально открытой. Хороший пример в этом плане подала губернатор Валентина Ивановна Матвиенко, предложив лидерам градозащитных движений объединить усилия в сфере градостроительства и охране исторических зданий и памятников. Нам видится полезным пригласить к диалогу и третью сторону – строительные компании. Очевидно, что только единая площадка: и для тех, кто ратует за ужесточение охранительных мер, и для тех, кто ведет строительство, ежедневно возводя новые здания, реконструируя и восстанавливая Петербург, – может сделать диалог максимально эффективным. Только на основе профессионального и открытого диалога можно будет установить границы между тем, что охранять и какие процедуры ужесточать, и тем, что развивать и какие процедуры делать проще.



Наталия Смирнова, директор СПб ГОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»

Динамично развивающееся строительство в Санкт-Петербурге в докризисный период обострило проблему дефицита квалифицированных специалистов и инженерно-технических работников. В условиях нарастания объемов строительных работ и повышения требований к их качеству возникают сложности в проведении целенаправленной кадровой политики строительных компаний, а именно в отношении привлечения и удержания молодых, хорошо подготовленных специалистов. Продолжается «старение» коллективов, то есть ограничен выбор как среди высококвалифицированных рабочих, так и среди инженерно-технического персонала. Существует нехватка опытных, но в то же время активных и восприимчивых к новациям специалистов. Отсюда – пока еще недостаточная ориентация ряда компаний на нововведения в управленческой и технической сферах, недостаточная открытость и медлительность в освоении новых технологий. Но именно быстрое освоение инноваций, применение новых строительных материалов, современных механизмов, оборудования и инструмента являются одним из перспективных направлений повышения качества работы в целом. Последнее является основной задачей СРО. Важная составляющая здесь – обеспечение необходимой квалификации кадрового состава организации. Периодическое повышение квалификации явилось обязательным условием вхождения и работы в системе СРО, получения свидетельства на допуск к работам. Это серьезный положительный момент саморегулирования.
Сразу же возникла проблема. В результате перехода строительной отрасли на саморегулирование возросла потребность в ускоренных курсах повышения квалификации. Это привело к тому, что в этой сфере сложилась нездоровая ситуация. За повышение квалификации берутся «учебные» центры, которые не имеют ни постоянного штата профессорско-преподавательского состава, ни оборудованных учебных помещений, ни программных комплексов, ни современной технической базы лабораторий и мастерских, ни специализированного библиотечного фонда. К тому же они предлагают свои курсы по необоснованно низким ценам и в невероятно короткие сроки. Подобные «учебные» центры полностью дискредитируют систему повышения квалификации.
Первые шаги по разрешению возникшей проблемы сделаны:
1. Союзом строительных объединений и организаций создан Координационный совет по подготовке, переподготовке и аттестации персонала. Важным шагом в его работе явилось создание информационной базы об учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования, находящихся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и ведущих подготовку и переподготовку специалистов для строительной отрасли.
2. Некоммерческое партнерство «Федерация образования строителей», возглавляемое академиком Юрием Павловичем Панибратовым, ведет работу по созданию партнерской сети учебных заведений разных уровней образования и по привлечению бизнес-сообщества строителей для создания полноценного ресурсного центра «Строительный технопарк».
3. Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства» в ходе реализации национального проекта «Образование» при существенной финансовой поддержке Правительства Санкт-Петербурга и при помощи таких социальных партнеров, как НПФ «ВАПА», Ассоциация деревянного домостроения, ЗАО «Крепс», создало модель многофункционального ресурсного центра «Строительный технопарк» – непрерывного профессионального образования по обучению в области современных строительных технологий. На сегодняшней день количество социальных партнеров возросло. Присоединились «Кнауф», Rockwool, «Монолитстрой», «ЭкоТрансДорСервис».
Качество подготовки специалистов – один из главных рычагов роста производительности труда и качества готовой продукции. Сегодня оно требует особого внимания. Из чего же складывается качество подготовки? Во-первых, это организация процесса обучения в учебном заведении. Во-вторых, позиция руководства самой строительной организации. В-третьих, объединение усилий органов власти, образования и саморегулирования для создания и совершенствования условий по подготовке кадров, их дополнительному образованию и повышению квалификации.
У профессионального образования одна цель – подготовка квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Без помощи социальных партнеров – заказчиков на подготовку таких специалистов – мы этой цели не достигнем.
Что необходимо сделать для достижения желаемого результата в кратчайшие сроки?
Обращаюсь к руководителям исполнительной власти города, особенно к Роману Евгеньевичу Филимонову, как президенту Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга, с просьбой:
– провести мониторинг потребности отрасли в специалистах различного уровня, по различным специальностям и направлениям деятельности;
– рассмотреть возможность введения социального заказа на адресную подготовку специалистов;
– поддержать инициативу по созданию полноценного ресурсного центра «Строительный технопарк».
Также обращаюсь к саморегулируемым и общественным организациям, объединяющим строительное сообщество:
– определите перечень учебных заведений НПО и СПО нашего региона, рекомендуемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной отрасли, и направляйте к ним своих сотрудников;
– создайте сеть социальных партнеров для профильных учебных заведений;
– поддержите партнерскую сеть учебных заведений всех уровней образования;
– сформируйте единый денежный фонд для повышения квалификации, переподготовки и подготовки работников строительных компаний.
В заключение разрешите напомнить, что инвестиции в образование – инвестиции в будущее нашего города.



Комментарии

Константин Кижель, помощник президента Российского Союза строителей, вице-президент НП «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве», «Объединение строительных организаций малого и среднего бизнеса»:
– Восьмой съезд строителей прошел при участии Российского Союза строителей. На мой взгляд, он был очень плодотворным. Я считаю, что это очень сильная площадка на Северо-Западе России, которая дает возможность общаться власти, бизнесу и профессиональному сообществу строителей. Здесь решаются самые актуальные вопросы. Правительство намерено сложить с себя чисто надзорные функции и перейти к продуктивному сотрудничеству с бизнесом, то есть к форме частно-государственного партнерства при реализации проектов. Я считаю, что профессиональное сообщество и рыночные законы способны очистить строительную отрасль от недобросовестных участников. Для этого не нужно проводить государственные административные реформы. На мой взгляд, институт СРО состоялся и в его рамках образовалось три национальных объединения: объединение строителей, объединение проектировщиков и объединение изыскателей. Их возглавляют уважаемые люди, настоящие профессионалы, которые неподкупны. Они нацелены на развитие строительной индустрии. Путем объединения власти, бизнеса и профессионального сообщества мы добьемся конкретных результатов. Уже в этом году примерно на 10 процентов по сравнению с прошлым годом отмечен рост инвестиций в строительство. Мы рассчитываем, что объемы стройиндустрии в следующем году вырастут еще на 5-6 процентов.


Олег Бритов, исполнительный директор ССОО, ответственный секретарь Общественного совета по координации СРО:
– Еще во время подготовки к Съезду мы ощутили большой интерес к его проведению, формированию повестки, темам, которые планировалось вынести на обсуждение. Сам Съезд традиционно прошел очень ровно и стал для строителей Санкт-Петербурга своего рода подведением итогов 2010 года. Также съезд напомнил, что строители должны собраться с силами и сдать оставшиеся квадратные метры жилья к концу года. И нам, как общественной организации, и строителям были поставлены новые цели и задачи на следующий год. Очень приятно, что губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, заслушав доклады, подготовила на них ответы и дала пояснения, тем самым сразу же наладив диалог со строителями. Одним из главных позитивных моментов считаю инициативу создания музея строителей. Мы, ССОО, готовы воплощать задуманное в действительность. И в дальнейшем строительное сообщество может обращаться через ССОО к губернатору со своими предложениями. Вместе нам удастся разрабатывать полезные для развития строительного комплекса Санкт-Петербурга инициативы.

Владимир Кобзаренко, директор НП «Строители Ленинградской области»:
– Этот съезд подразумевает подведение итогов развития строительной отрасли и постановку задач на ближайшее будущее. Результаты 2010 года, на мой взгляд, достаточно показательны и наглядно показывают, что экономика оправляется от кризиса, а Санкт-Петербург остается одним из наиболее успешно развивающихся регионов нашей страны. Важной вехой уходящего года стало и то, что саморегулирование состоялось.
Сегодня очевидным стал тот факт, что строители осознали необходимость заниматься квалификацией своих работников, вопросами безопасности строительства и повышения качества своей продукции.
Конечно, есть коммерческие саморегулируемые организации, которые со временем канут в Лету, – сегодня эти процессы уже начались. Задача нашего некоммерческого партнерства – продвигать новые технологии, новые материалы, повышать квалификацию сотрудников входящих в партнерство организаций.
Для того чтобы качественно и эффективно работать, на мой взгляд, нормативной базы достаточно. Наше партнерство разработало стратегию развития, это прогрессивная программа. Плановой работы у нас много, можно сказать – непочатый край.

Владимир Чмырев, президент НП «Балтийский строительный комплекс»:
– Меня впечатлили итоги работы строительного комплекса региона. Я внимательно слушал доклад губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и понял, что город становится одним из ведущих регионов страны в плане развития инфраструктурных проектов и строительной отрасли – здесь сконцентрированы грандиозные по масштабам проекты.
Также хочу отметить, что слушал итоговый доклад вице-губернатора Ленинградской области Николая Пасяды и, надо сказать, был весьма удовлетворен: я не ожидал, что у нас в области столько строится и будет построено в следующем году.
Приятно отметить, что саморегулирование в строительстве выходит на качественно новый уровень: совершенствуется нормативная база, и это даст дополнительный импульс для строительных компаний.
Наше некоммерческое партнерство активно развивается, нами разработана стратегия развития на 2011 год, мы готовимся подводить итоги. Я уверен, что компании – участники нашего партнерства дадут повод для гордости.




Награды 

VIII Съезд строителей Санкт-Петербурга открылся торжественным награждением лидеров отрасли нагрудным знаком «Строителю Санкт-Петербурга». Это высшая награда, которая является формой признания заслуг в сфере строительства и развития строительной отрасли Санкт-Петербурга. Знак «Строителю Санкт-Петербурга» был учрежден по инициативе Союза строительных объединений и организаций и утвержден постановлением правительства города в 2006 году. За 4 года знаком I степени были удостоены 16 человек, II степени – 140 человек, III степени – 100.
Высокую награду из рук губернатора Валентины Матвиенко получили Игорь Левит, председатель совета директоров ОАО «Группа ЛСР», и Мевлуди Блиадзе, генеральный директор ЗАО «Пилон».
«Это не только оценка моего труда, но и признание работы всей компании, которая уже полтора десятка лет ответственно работает на благо города и горожан, – сказал Игорь Левит. – Мне очень приятно получить эту награду».
Мевлуди Блиадзе также отметил, что польщен наградой. Компания «Пилон» 18 лет на рынке, она была создана на основе коллектива Мостового строительного управления, которым руководил г-н Блиадзе. Сегодня эта компания активно участвует в строительстве городской инфраструктуры, выигрывает конкурсы городского заказа. «Такие награды всегда воодушевляют», – отметил Мевлуди Блиадзе


Возврат к списку