Главная О союзе Мероприятия и проекты Партнеры Новости Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПОПРАВКИ В 214-ФЗ ОТ СПб
Поиск по сайту
 
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ АРХИВ НОВОСТЕЙ ССОО

Стенограмма выступления вице-губернатора Санкт-Петербурга, президента ССОО Игоря Албина на XVI Съезд строителей

… Проблем настолько много, что я для себя оцениваю ситуацию: строительный комплекс накануне нового 2019 года стоит на перепутье между развитием и стагнацией, а может быть, даже и депрессией. Это совершенно точно!

В ходе выступления моих коллег звучали некоторые вопросы. Я хотел бы на них остановиться. Начну с ввода жилья в Петербурге.

Уважаемый Владимир Анатольевич (Яковлев – президент Союза строителей России)! У нас есть оперативные данные: исходя из тех заявлений, которые поступили в Госстройнадзор, мы ожидаем ввод жилья в Петербурге на уровне 3,2 млн кв.м. То есть мы вышли на те показатели, которые носили плановый характер в начале годового планирования. Да, ужесточаем требования, наверное, необходим был переходный период, но рано или поздно в части получения заключения о соответствии и ввода в эксплуатацию объектов капитальных вложений надо было наводить порядок. И мы вместе с Вами такой порядок наводим.

5.jpg

Во-вторых, если говорить об объемах ввода жилья у наших коллег, соседей в Ленинградской области, напоминаю, что градостроительный комплекс Петербурга давно уже живет в условиях агломерации, и те впечатляющие цифры, которые звучат в докладах наших коллег из Ленобласти, - это работа петербургских застройщиков, девелоперов, которые работают в двух и более субъектах Федерации. Но есть еще одно обстоятельство – региональные нормативы градостроительного проектирования в Ленинградской области намного мягче. Это проблема, потому что основные точки напряжения возникают на границе двух субъектов Федерации. Такие, как транспортная доступность, наличие объектов социальной сферы, парковочные пространства, зеленые насаждения общего пользования… И эту проблему нам предстоит решать в рамках подготовки нового Генерального плана на период до 2050 года.

Абсолютно согласен с тем, что Петербург – это уникальное явление и на планете, и в мире, это город-памятник под открытым небом. Как-то один из экспертов очень правильно отметил: в чем будущее Петербурга? – будущее Петербурга в его прошлом, в его истории. Мы с участием депутатов Законодательного Собрания подготовили два законопроекта. Первый – о реставрации и реконструкции жилищного фонда в исторических зданиях. Такое проект уже есть, буквально в ближайшее время попрошу Александра Дмитриевича (Беглова) провести установочное совещание для того, чтобы и вас подключить к обсуждению этого механизма, этого законопроекта. А второй законопроект называется – о реновации застроенных территорий. Мы очень опасаемся того, что финансовое благополучие Москвы не позволит принять закон, который сможет эффективно работать во всех субъектах Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге. Поэтому альтернативный законопроект нами также подготовлен и в течение ближайшего времени, по крайней мере до Нового года, он поступит на обсуждение вам, уважаемые коллеги.

Очень важный момент связан с тем, что надо сохранять преемственность. Я вспомнил историю, когда в 1974 году Советский Союз получил право на проведение Олимпиады, это была Олимпиада 1980 года. У Леонида Ильича Брежнего был друг, который по стечению обстоятельств возглавлял Госстрой СССР. Вы, наверное, помните эту фамилию, это легендарный строитель – Игнатий Трофимович Новиков. И вот Генсек пригласил Игнатия Трофимовича и говорит: «Стоит амбициозная задача, необходимо за шесть лет создать объекты транспортной, спортивной инфраструктуры». Игнатий Трофимович был «на ты» с Генеральным секретарем, ответил ему так: 

- Да, конечно, это возможно. Но у меня есть четыре условия. 

- Какие? - спрашивает Леонид Ильич. 

- Первое – лимиты, второе – фонды, третье – чтобы за шесть лет строительства ко мне Комитет народного контроля, Прокуратура СССР, КГБ СССР и МВД СССР не подходили, ни к одному объекту, ни ко мне, ни к моим строителям. 

- Да, интересное предложение. А четвертое?

- А четвертое – чтобы еще лет пять после Олимпиады тоже не подходили!

Имея опыт создания объектов капитальных вложений не только в Петербурге, я скажу: у нас есть долгострои, такие как «Санкт-Петербург Арена» - стадион на Крестовском острове, 12 лет истории, только благодаря вашему участию, поддержке мы смогли это пятно сделать нашим достоинством и преимуществом. Это сегодня один из самых успешных стадионов в мире и один из самых посещаемых. А с другой стороны, есть объект «Россия – моя история», исторический парк, есть ночная хоккейная лига в Стрельне. За семь месяцев – от чистого поля, включая изыскания, проектирование, строймонтаж, пуско-наладку, ввод в эксплуатацию, мы прошли только почему, знаете?.. – забором огородили и никого не пускали. Потому что если придерживаться всех существующих регламентных процедур, то на создание такого объекта уходят многие и многие годы. 

Тем более что нормотворчество – это наша «ахиллесова пята». И не только речь о 214-м законе, о проблеме нормативно-технического регулирования вы знаете не хуже меня. Но наверное, надо подумать о том, чтобы не говорить о снятии барьеров, не говорить о проблемах отрасли, а начинать их решать.

Кстати, переходя к вопросам цены… Я когда-то командовал дорожным хозяйством и у меня за плечами много объектов. Владимир Анатольевич (Яковлев) знает. Мы начинали кольцевую дорогу в Петербурге, первые наброски были по Западному скоростному диаметру в то время. Обход Сочи, обход Красной поляны «Адлер – Красная поляна», мосты через великие русские реки, Сорочьи горы в Татарстане, Пристанная в Саратове, Амур в Хабаровске и так далее и так далее, сотни объектов. Я почему не хочу бросать упрек нашим строителям, застройщикам?.. Я скажу о цене одного приведенного километра на линейных объектах в мире, в том числе в Российской Федерации. В 2001 году 1 км линейного объекта стоил примерно 30 млн рублей, это 1 млн долларов. Я не беру искусственные сооружения, вынос инженерных коммуникаций и так далее. Специально взял ведомственную статистику Росавтодора. Сколько же стоит один линейный километр дороги 1-й технической категории?.. Так вот, в Российской Федерации он сегодня стоит 127 млн рублей, в Канаде – 163 млн рублей, в Германии – 81 млн рублей, в Китае – 29 млн рублей, а в Польше – 28,5 млн рублей. Вот вам пример. Не только ценообразованием, но и экономикой производства необходимо заниматься более основательно. И я вам скажу, что резервы колоссальные. Потому что еще в 2000 году один приведенный километр в России стоил 30 млн рублей. (Коэффициент пересчета – 36 рублей за 1 доллар).

Уважаемые коллеги! Звучало суждение по поводу Фонда социальных обязательств. Я показывал вам цифры, делал это индивидуально, потому что корректен по отношению к нашим застройщикам. Вы проводите большую и важную работу, но, взяв 60 крупнейших компаний, можете мне поверить – объем социальной нагрузки отличается на порядок! И как ни парадоксально: компании, которые замыкают список, несут социальную нагрузку по созданию школ, детских садов, поликлиник в полном объеме. Мы просчитали: это 11 тысяч рублей на 1 кв.м. Как вы думаете, кто такую нагрузку сегодня несет в городе?.. – те, кто замыкает список застройщиков. А какова нагрузка на лидеров?.. – об этом вы все знаете, с каждым индивидуально мы об этом говорили.

Вот та цифра, которую озвучил Александр Дмитриевич (Беглов)… – у нас жесткие региональные нормативы и действительно это «каменные джунгли» - то жилье, которое транспортно недоступно, без зеленых насаждений общего пользования, без школ, поликлиник, больниц и так далее – 200 млрд рублей потребность для того, чтобы удовлетворить только в рамках выданных разрешений на строительство! Есть такие деньги в бюджете? Да нету, конечно.

Я считаю, что Фонд социальных обязательств – это как раз путь от произвола к правилам. Потому что сегодня мы покупаем, арендуем, извиняюсь за выражение – отнимаем… (социальную инфраструктуру) И какова причина и природа этих отношений – я сказать не могу. Это подход к каждому конкретному застройщику. Я предлагаю: давайте создадим инструмент, понятный, экономически обоснованный, где не будет «неизвестных». Мы с вами многое для этого сделали. И вопрос только в последнем шаге.

2018 год – это уникальный год для нашего города. Время скоротечно, и надо быть благодарными. И я хочу от имени Правительства Петербурга поблагодарить строительный комплекс за ту работу, которую вы провели в рамках организации и проведения Кубка конфедераций 2017 года и Чемпионата мира по футболу.

Действительно, в 2018 году строительный комплекс хорошо потрудился во славу Санкт-Петербурга. Мы завершили работы на многих объектах транспортной инфраструктуры, спортивных сооружений: три новых тренировочных площадки, стадион, о котором я упоминал, станции метрополитена, набережные, мосты, путепроводы, капитальные ремонт мостовых переходов. Это все ваш труд и ваш талант. Более того, мы впервые преодолели 7-миллионный рубеж в части посещения Петербурга туристами, и доля туризма в составе валового регионального продукта превысила 6%. Это наш стратегический приоритет, это наше конкурентное преимущество. Сегодня оно капитализировано, это тоже ваш труд и ваше участие. Спасибо большое!

Мы в текущем году провели колоссальную работу по организации загрузки исходных данных в новый Генеральный план Петербурга. Впервые с вашим участием мы пытаемся посмотреть перспективу до 2050 года. И опять же, опираясь на агломерационный подход. 

Перед нами жители города, об этом говорил Губернатор, ставят простые задачи: постоянно повышать качество городской среды и повышать качество жизни людей. Это, знаете, - как у великого русского философа украинского происхождения Григория Сковороды: «Мы должны быть благодарны Богу за то, что он так устроил наш мир, что всё хорошее просто, а всё плохое сложно». Вот хорошее – это достойная жизнь, в красивом городе с понятными перспективами для нас и для наших детей.

Нам очень важно найти баланс между историей и современностью. Поверьте мне, городская среда всё более активно наступает на исторический Петербург и на зеленые насаждения, на наши легкие. Новый Генеральный план развития – это документ, который необходимо обсуждать с вами в первую очередь, потому что цифры уже назвались: 24 млн кв.м жилья в исходно-разрешительных документациях, в разрешениях на строительство! А по проектам панировки территорий – 90 млн.


Возврат к списку